Online47 продолжает рубрику «История Прокуратуры Ленинградской области». Как мы рассказывали ранее, после Октябрьской пролетарской революции 1917 года судебная система, как и коллегии прокуроров и адвокатов, перестали существовать. Их упразднил Декрет Народных Комиссаров №1 «О судах» от 22 ноября (старый стиль) 1917 года.
Пришедшие им на смену военно-полевые и военно-окружные суды, а также революционные трибуналы, подчас оказывались безжалостны. Под их каток мог попасть буквально кто угодно. Главной проблемой стало отсутствие централизации работы этих структур.
О том, как проходила перестройка судебной системы, подробно рассказывается в книге «Прокуратура России из века в век…».
Надо заметить, что Сенат, который находился уже под арестом, откликнулся на декрет резко отрицательно и, как всегда, пространно; к нему присоединилась Петроградская адвокатура и Окружной суд. Но они к этому моменту уже были лишены «права голоса» и их предсмертный крик о «преступных действиях лиц, именующих себя народными комиссарами», действия не возымел.
Как отмечают исследователи, в это время ведется судопроизводство на местах,— как старыми судами, так и новыми, народными. То есть старая система судов, вопреки всему, еще жива, и такого понятия как «революционное правосознание» она не воспринимает категорически.
Следственная комиссия, по результатам своей работы, вместо обвинительного заключения выносила постановление о предании суду. Именно этот декрет ввел такое понятие, как «коллегия правозаступников», объединяющая в себе функции оплаченных обвинителя и защитника. Тем самым был отменен принцип судоговорения с участием любых лиц — как со стороны обвинения, так и со стороны защиты — принятый в первом декрете. Не допускалось кассационное обжалование оправдательного решения суда.
Фото: Книга «Прокуратура России из века в век…»