Почему Ленобласть — лучший регион для строительства новых верфей: Игорь Муравьев дал оценку преимущества региона перед Петербургом

Фото: Валентин Илюшин/Online47

По словам исполнительного директора союза «Ленинградская областная торгово-промышленная палата», 47-й регион обладает достаточным земельным и экваториальным фондом, а также внушительным опытом реализации крупнейших производственных объектов

Глава совета директоров Объединения судостроительных корпораций (ОСК) Андрей Костин в беседе с президентом России Владимиром Путиным рассказал о планах создания двух новых верфей на Северо-Западе и Дальнем Востоке. Необходимость строительства нового предприятия вызвана нехваткой мощностей и технологий для выполнения гражданских заказов по созданию всех типов судов. Только сейчас на очереди 200 проектов, которые уже распределены между всеми судостроительными верфями Северо-Запада.

Конечно, за появление такого грандиозного производства субъекты будут бороться, поскольку это даст ощутимый приток финансов, создаст новые рабочие места и привлечет инвестиции. Ряд аналитиков полагает, что удачным местом размещения верфей станет Кронштадт, где уже неоднократно обсуждалось создание верфи вблизи Кронштадтского морского завода. Однако и Ленобласти есть что предложить — это Приморск и Усть-Луга.

Глава региональной Торгово-промышленной палаты (ТПП) Игорь Муравьев в беседе с Online47 оценил перспективы Ленинградской области в этой конкурентной борьбе, а также рассказал, как появление новых верфей отразится на регионе.

Валентин Илюшин/Online47

Почему Ленобласть — лучший регион для строительства верфей

Исторически сложилось, что Санкт-Петербургская агломерация является крупнейшим в России судостроительным кластером, поэтому сегодня перед ней стоят вопросы не только расширения, но и модернизации старых верфей. По мнению Игоря Муравьева, именно этим вопросом должны озадачится власти Северной столицы, поскольку плотно застроенный город банально не располагает возможностями для расширения, тем более, — строительства новых объектов. В свою очередь, Ленинградская область — это крупный по площади регион, способный предоставить достаточно земли и глубоководных акваторий, а также удобную транспортную доступность.

Конечно, отдельно встает вопрос с кадрами. По мнению главы региональной ТПП, у Петербурга в этом плане преимущество из-за большего населения и наличия профильных образовательных учреждений. Однако Ленобласть показывает, что с кадрами у нее проблем нет.

«У нас в полную силу Выборгский судостроительный завод, завод «Пелла» и ряд других предприятий. Это показывает, что Ленинградская область более чем в состоянии найти необходимый кадровый ресурс», — пояснил Муравьев.

Спикер добавил, что Петербург, безусловно, будет бороться за право размещения такого грандиозного объекта, но при всех прочих данных Ленобласть — явный фаворит. К тому же у 47 региона есть приличный «послужной список» успешно реализованных крупных предприятий.

Что верфи дадут Ленобласти

Помимо притока инвестиций и создания новых рабочих мест, верфи, построенные на территории Ленинградской области, будучи крупным проектом, будут подгонять остальные сферы бизнеса.

«Я думаю, что тут будет кумулятивный эффект для нашего малого и среднего бизнеса, который наверняка найдет возможности работы с ОСК. Я очень хорошо осведомлен об объемах перспективных заказов по различным агрегатам, которые можно разместить как раз в этом сегменте. Это так называемая субконтрактация, когда даже небольшие там кабели, шкафы, оборудование для раздевалок и прочее будут поставлять маленькие производства» — рассказал эксперт.

Несмотря на конкуренцию между субъектами за право размещения верфей, реализация проекта пойдет на пользу всем как минимум в образовательной сфере. Сегодня на рынке кадров существует дефицит синих воротничков, опытных инженеров и управленцев. Решение о строительстве судостроительных верфей станет стимулом для более тщательной подготовки специалистов. Конечно, как признал Муравьев, этот процесс не быстрый, однако Ленобласть совместно с Петербургом сможет подготовить квалифицированные кадры к моменту запуска.

«Да, я уверен, что мы справимся, и что строительство новой судоверфи даст области пласта заказов, требуемых нашей стране, нашему бизнесу и государственным структурам. Он огромный, и он будет размещён здесь, у нас, на Северо-Западе», — подытожил Муравьев.
Новый глубоководный зерновой терминал в порту "Высоцкий"

Новый глубоководный зерновой терминал в порту "Высоцкий" Валентин Илюшин/Online47

Что нужно для «возрождения судостроения» в Ленобласти

По словам Муравьева, региональному правительству и всем сопутствующим структурам предстоит серьезно поработать для запуска новых судостроительных верфей и решить две принципиальные задачи: подготовку и привлечение кадров и обеспечение надлежащей технической базой.

В первом случае в регионе необходимо усилить образовательные программы, связанные с судостроением. Сегодня в Ленобласти уже существуют подготовительные классы в школах (например, в городе Сосново, Приозерского района), программы среднего специального образования. Однако все вузы находятся в Петербурге и тут, по словам Муравьева, следует заострить внимание не только на образовании, но и на «рекламе» будущих рабочих мест.

«При работе в Торгово-промышленной палате мы часто сталкиваемся с тем, что студенты, будущие производственники, сегодня очень четко выставляют требования к качеству рабочих мест. И тут уровень зарплат не является единственным критерием. Молодежь сегодня не собирается работать в холодных, пыльных цехах. Поэтому, повторюсь, при прочих равных, Ленобласть в состоянии содействовать в создании именно современных условий труда, поскольку у региона уже имеется успешный опыт», — пояснил эксперт.

Второй задачей станет надлежащее и своевременное обеспечение верфей современными технологиями и оборудованием. До недавнего времени большинство предприятий работали на зарубежном оборудовании, но санкционная война внесла коррективы и открыла дорогу для возрождения собственного станкостроения.

Валентин Илюшин/Online47

Игорь Муравьев подчеркнул, что на таком предприятии оборудование должно быть именно российским, и даже не китайским.

«Это тяжелая, непростая задача. У нас на некоторых верфях до сих пор стоят станки, полученные еще СССР при ленд-лизе или репарациях от немцев. Китайское оборудование не совсем подходит, даже если в нем будет надлежащая локализация, поскольку верфи планируют работать не одно десятилетие. У нас светлых голов хватает, поэтому сегодня важно озадачится созданием собственного станочного парка, машин, механизмов», — подчеркнул глава региональной ТПП.

Глеб Ключников.


Фото: Валентин Илюшин/Online47