Ровно 85 лет назад 1 декабря в России состоялась премьера кинокартины «Александр Невский» режиссера Сергея Эйзенштейна. Спустя почти век с момента создания этот фильм остается ярким, мощным и достаточно широко известным. Для Online47 картину прокомментировал руководитель ЦУР Ленобласти Тимур Зайнуллин.
Герой для советского времени
Первым делом спикер указал на то, что изначально, на проектной стадии в сценарии кинолента «Александр Невский» имела название «Русь». Лишь в процессе работы над материалом ее переименовали.
Особое значение здесь имеет специфика 30-х годов XX-го века, когда царствовала советская идеология. К этому времени фигура Александра Невского была неоднозначной, а десятилетием ранее и вовсе абсолютно неудобной для советской власти.
«Мало того, что он правитель, представитель правящего класса. Так еще и один из самых почитаемых наших святых. В 20-е годы активно шла работа по десакрализации фигуры Александра Невского, останки князя выставляли на всеобщее обозрение, что освещалось в ленинградской прессе, чтобы показать, что ничего чудесного здесь нет», — отметил Тимур Зайнуллин.
По прошествии времени общественно-политическая повестка изменилась, сложились сложные отношения с немцами. Стала напрашиваться историческая параллель, появились дискуссии. Так, эмигранты, преимущественно, указывали на то, что Советский Союз обращается к Карлу Марксу в контексте критики «псов-рыцарей», но игнорирует фигуру великого князя. В частности, выходило так, что Ледовое побоище как исторический факт признается, но непонятно, кому принадлежит победа в этом великом сражении. Аналогично – с Невской битвой.
В условиях сложной общественно-политической обстановки роль Александра Невского начали переосмысливать, встраивать его в идеологию молодого, но остро нуждающегося в героях и примерах для подражания государства.
«Ключевая роль отводилась в этом работе кинематографа, который тогда представлял собой большой интерес как динамично развивающаяся индустрия. Кроме того, ранее были реализованы похожие проекты, включая картину того же идейного коммуниста Сергея Эйзенштейна, уже тогда получившего мировое признание, — «Броненосец Потемкин», — добавил спикер.
Эта кинолента произвела сильное впечатление не только на российского, но и на зарубежного зрителя и даже заставила иностранных аналитиков переоценить военную мощь СССР.
Работа над сценарием
«Несмотря на разного рода доносы в адрес Эйзенштейна, руководство страны понимает его талант и выдает заказ. Кстати, это важный момент, который часто забывают, что картина — целиком и полностью государственное задание. Работа над ней контролировалась на каждом этапе производства. В переписке режиссера со сценаристом фильма Петром Павленко видно, что на первых порах он не сильно горит желанием заниматься этой работой. Но делать нужно, и даже творческую команду подбирают власти. Но в итоге у Эйзенштейна и Павленко складывается хороший тандем. После, как мне кажется, они дают мастер-класс лучшей практики, которую сегодня подзабыли: в зимнее время они ездят по местам Александра Невского, посещают и территорию современной Ленинградской области, Новгородчину, Псковщину. Пытаются проникнуться тем временем», — рассказал Тимур Зайнуллин.
Изучив места, где проходила Невская битва, создатели фильма пришли к выводу, что в таком холоде, когда пальцы не гнутся, снимать ничего не получится. Причем, если Чудское озеро произвело на Эйзенштейна огромное впечатление, то Новгород расстроил. В городе и окрестностях практически ничего не уцелело со времен жития князя, что обязательно будет замечено придирчивым зрителем. В результате, режиссер принимает решение о воссоздании декораций и съемках в павильоне. Самый популярный момент — ледовое побоище — снимался с применением «спецэффектов», доступных на тот момент.
В это же время шли консультации с рядом историков, которые определяли, насколько видение киноделов соответствует историческим вехам, что будет грубым нарушением, а что допустимо. Было соответствующее распоряжение о том, что студия должна обеспечить режиссерам постоянную квалифицированную историческую консультацию на всем протяжении работы над фильмом.
Несмотря на скромные объемы информации и о жизни Александра Невского, сохранившиеся до тех дней, к процессу команда подошла максимально скрупулезно.
Первый и второй сценарий были выбракованы, лишь третья версия была отдана на обсуждение. Причем обратную связь тогда осуществляла не только группа экспертов – сценарий публиковался в прессе для оценки читателями. Простые советские граждане писали письма с предложениями, замечаниями.
«Если говорить об этой практике качественного контроля на всех этапах, то лично мое мнение, что это вот прямо можно брать на вооружение и сегодня. Сами съемки проходили достаточно динамично», — уточнил Тимур Зайнуллин.
Успех и аншлаги
1 декабря 1938 года фильм выходит на экраны, а 2 декабря 1938 года, то есть на следующий день, в ключевом столичном издании «Вечерняя Москва» выходит публикация на главной странице: «Успех фильма «Александр Невский». Сохранившиеся данные говорят о том, что первый кинотеатр в день премьеры продал 7,5 тысяч билетов на сеанс, и вдвое больше билетов распродали на все показы на два предстоящих дня. А всего, как говорят историки кинематографа, за день семь кинотеатры, которые показывали премьеру «Александра Невского», продали 45 тысяч билетов. То есть в кинотеатрах были аншлаги.
«Сейчас эта картина доступна и актуальности своей не утратила для историков кино. Ее постоянно включали как в российские, так и в международные рейтинги кинофильмов. И конечно, там зашит важный общественно-политический аспект. В псах-рыцарях зрители узнавали Германию того времени, их посягательство, их хищное отношение. Ну, а Александр Невский был примером фигуры сильного лидера, объединителя, который показывал, насколько важно, чтобы во главе государства была сильная рука. Кроме того, он транслировал очень яркие тезисы любви к Родине. И конечно, нетерпимость к предателям показана там очень четко», – поделился собеседник Online47.
История, у которой стоит поучиться
Как отметил Тимур Зайнуллин, успех картины обеспечила профессиональная команда этого проекта, в которую помимо сильных режиссера и сценариста входил также талантливый русский композитор Сергей Прокофьев. Популярность фильма была настолько широкой, что его смотрели и изучали «за океаном». Так, в марте 1939 года премьера фильма состоялась в США, а вскоре и в Великобритании.
«Вот она, сила государственного задания. Когда выдающиеся деятели искусства подключаются к работе, и нет такого: договорились – не договорились, все понимали, какое важное, большое дело они делают», – прокомментировал спикер.
Он вспомнил также, что новый образ великого князя в 30-х годах формировали в первую очередь газеты. Нужно было как-то объяснить, почему из обычного феодала Александр Невский вновь становится национальным героем. Здесь включилась государственная идеологическая машина, формируя политику памяти. Газета «Правда» и другая печать четко определяли образ Александра Невского, называя его военачальником, политиком, подчеркивая, что он не ростовщик или работорговец, как многие исторические деятели того времени.
Князя прямо противопоставляли другим новгородским князьям, подчеркивая, что он организовывал бои, громил шведов и немцев, защищая границы государства. Те же цели были и у кинокартины «Александр Невский».
«Это 100% в хорошем смысле пропагандистский продукт, который горячо принял советский зритель. С точки зрения идеологии этот фильм нам подарил несколько очень ярких смысловых образов, которые пришли на помощь во время Великой Отечественной войны. На том же Ордене Александра Невского можно увидеть образ, воплощенный актером Николаем Черкасовым, сам Иосиф Сталин упоминал князя в своем напутствии. И фраза «Кто к нам с мечом придет», это чисто киношная история», — поделился мнением Тимур Зайнуллин.
Резюмируя, он подчеркнул, что нам есть сегодня, чему поучиться у этой истории.
«Мы не должны стесняться, чтобы государство не просто предлагало гранты, давало деньги или какие-то темы и диалоги, но четкое задание. Если бы не госзадание со строго заданными идеологическими линиями, не было бы у нас сегодня одной из самых выдающихся в истории мирового кинематографа киноленты», — заключил глава ЦУР.
Фото: К/ф "Александр Невский", Валентин Илюшин/Online47