Звонок для учителя: что нужно знать про новый закон о запрете смартфонов на школьных уроках

Фото: Валентин Илюшин/Online47

О пользе дополнительных ограничений использования мобильных устройств для образовательного процесса и трудностях реализации нового законопроекта –комментарии экспертов, среди которых сенатор, уполномоченный по правам ребенка, преподаватель, психолог

Государственная Думы России приняла законопроект о запрете использования смартфонов и планшетов с сим-картами во время школьных уроков. Причем, если раньше предполагалось оставить возможность использовать их в учебных целях, то в актуальной версии закона к гаджетам можно будет обращаться лишь в экстренных ситуациях. Новая норма вступит в силу с 1 сентября 2024 года. Online47 собрал мнения специалистов из разных сфер деятельности о том, почему это нововведение нужно и в каких моментах еще стоит проработать.

Вопросов много, нужны ответы

Преподаватель истории и обществознания МБОУ «Гатчинская гимназия имени К.Д. Ушинского» Иван Хеорхе указал на то, что полностью запрещать смартфоны и планшеты в школах было бы контрпродуктивно, ведь ими пользуются многие учителя, например, чтобы обращаться с их помощью к различным нормативно-правовым актам. Запрет же школьникам личного пользования в развлекательных целях имеет место, но нужны действенные механизмы.

«Как должен вести себя учитель, если ученик будет нарушать этот запрет? Забирать смартфон, вступать в конфликт? Какое наказание предусмотрено, меры воздействия и на кого? К тому же совершенно понятно, что не нужно их где-то хранить, это не куртки, не сменка, у некоторых учащихся гаджеты бывают очень дорогие, больше зарплат учителей. Кто будет отвечать за сохранность, технические работники?», — задался вопросом Иван Хеорхе.

Но, как уточнил в материале «Общей газеты» сенатор РФ от Ленобласти Сергей Перминов, одобренный Госдумой закон лишь усиливает юридическую базу уже имеющей место практики. Речь идет исключительно об учащихся, к тому же и последние могут ими пользоваться вне занятий, а при возникновении угрозы жизни и здоровью – и на уроках.

«Законодательная мера продиктована, в первую очередь, заботой о здоровье и качественном образовании детей нашей страны», — подчеркнул парламентарий.

Решение будет коллективным

Между тем уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан Ирина Волынец сочла инициативу законодателей совершенно логичной и правильной, напомнив про закон об образовании, который гласит, что в случае, если образовательный процесс предполагает какие-то вспомогательные средства в виде технических устройств, то их обязано представить государство.

Кроме того, добавила она, сегодня многие родители очень напряженно относятся к все большей цифровизации образования. Люди хотят видеть живого учителя и классную доску, а не электронные приборы.

«В принципе запрет смартфонов на уроках тоже подавляющее большинство поддерживает, ребенок вполне может убрать его в свою сумку, поставить на беззвучный режим и позвонить родителям в свободное от учебы время. В случае нарушения правила школа вправе отказать такому ученику в предоставлении возможности получать образование. Инициатива эта обсуждалась долгие годы и вот принята, а между тем в лучших учебных заведениях мира, где очень дорого стоит обучение, вообще запрещено использование телефона. Наверное, это неспроста», — отметила Ирина Волынец.

Педагогический коллектив, директор и родители сами определяют, каким образом дети не будут использовать телефон во время уроков. Кто-то может решить установить специальные ящики, в которые ребенок мог бы сложить смартфон до начала урока, добавила она, кому-то достаточно будет, чтобы в сумку убрал. Специалист заключила, что подобного рода вопросы обсуждают на родительских собраниях, но решение обязательно будет принято цивилизованным путем.

С точки зрения психологии

Запрет смартфонов на уроках позволит облегчить ситуацию с клиповым мышлением подрастающего поколения, считает психолог Наталья Безгина. Большинство детей сегодня медленно фокусируются и способны продержаться в таком состоянии лишь непродолжительное время.

«Раньше эта проблема так остро не стояла, сейчас у детей меньше возможности сосредоточиться на чем-то важном, и большое влияние имеют именно гаджеты. Объясняется это тем, что каждый раз, когда ребенок подолгу зависает в смартфоне, он тренируется очень быстро переключать сигналы, но не погружается в них. В связи с этим мышление загружается у него гораздо медленнее, а мыслительный процесс не такой устойчивый. В результате, педагогу сложно управлять вниманием ребенка», — объяснила Наталья Безгина.

По словам специалиста, гаджеты действительно вызывают некоторую зависимость у детей и это увлечение пагубно сказывается на процессе учебы. При этом, если сделать выбор в пользу кнопочного телефона с ограниченными возможностями, такой проблемы не возникнет. Вот только современные родители вряд ли пойдут на такой шаг.

Подобные замечание поступали спикеру и из уст учителей, некоторые из которых прямо говорят, что на воспитание детей современные родители (те, кто сам был воспитан в 80-90-х годах) смотрят несколько иначе, чем было принято раньше. Подвести имеющийся арсенал воспитательных инструментов под новое поколение уже само по себе задача не из легких, а тут еще и смартфоны.

«Вопрос назрел уже давно, но не была сформирована доказательная база, ведь нельзя просто взять и запретить без повода. Теперь, когда взаимосвязь стала очевидна, законопроект приняли. Естественно, родители разделятся во взглядах, будут те, кто выступит против. Будут волноваться: «А вдруг что-то случится с ребенком». Важно с такими людьми работать, ведь в школе есть взрослые, а родитель не супермен, не вбежит в класс в тот же миг», — заключила Наталья Безгина.


Ограничение в пользу безопасности

Как уточнил в разговоре с Online47 специалист по информационной безопасности, руководитель направления «Кибербезопасность для населения» Олег Седов, инициативу Госдумы комментировать преждевременно, но в рациональном использовании ребенком смартфонов смысл определенно есть.

Ведь что-то ценное в цифровом пространстве есть у каждого, и это что-то можно украсть и злоупотребить им, либо нанести вред, выйти через аккаунт ребенка на кого-то другого или продать эти данные мошенникам для воплощения в жизнь их новых сценариев. И главное правило, о котором сегодня многие забывают, в цифровом мире можно не быть целью, но стать жертвой.

«Наши эксперты отмечают уже второй год растущие риски по сценарию цепочки поставщиков. Все те, с кем вы ведете доверенный обмен информацией в чатах, мессенджерах, Telegram-каналах, это удобно, но небезопасно. За этими, якобы, доверенными лицами могут скрываться злоумышленники. Точно так же злоумышленники могут заходить в соцсети под аккаунтами детей и удаленно влиять на их родителей, друзей, родственников. И даже высокопоставленный гражданин, находясь в какой-нибудь суете, если из доверенного источника получает сообщение, что нужно срочно перейти куда-то по ссылке, он это сделает», — объяснил Олег Седов.

Кроме того, сохраняется проблема критического отношения к любой информации в сети. Те же фейки, хоть и были придуманы тысячи лет назад, в связи с развитием технологического прогресса стали представлять серьезную опасность. Если раньше ими обменивались древние китайские династии, то в настоящий момент каждый человек носит в своем кармане целую фабрику фейков.

«Наш гаджет может тиражировать, приумножать фейки и сегодня необходимо уметь отфильтровывать это безумное количество шлака, но, к сожалению, не все к этому приучены, не все знают о культуре достоверности информации. Но если говорить о школах, то давайте вспомним сначала старшее поколение, что делают взрослые люди, когда к ним приходит трудной запрос? Поднимают глаза в потолок, вспоминают, думают. Что же делают школьники? Конечно же, сразу лезут в телефон, там ответ на все вопросы. Нет смысла учить детей формулам, датам, запоминать имена, все есть в интернете, а вот чему необходимо научить, так это оценивать причинно-следственную связь, анализировать, проверять достоверность информации», — заключил Олег Седов.

Ранее эту актуальную тему поднимал генеральный директор АО «ЛОТ» Олег Черных, обратив внимание на то, что сегодня в медийной сфере против россиян ведется полномасштабная когнитивная война. Цель — заставить жителей государства жить в состоянии «эмоциональных качелей» и постепенно перестать думать. И дети в этом вопросе наиболее уязвимая категория населения.



Филатов Степан

Фото: Валентин Илюшин/Online47