Сергей Жуковский: Раскрытие преступлений – предмет приоритетного внимания прокуратуры Ленобласти

Фото: Пресс-служба Прокуратуры Ленинградской области

В День работников Прокуратуры России Online47 обсудил с областным прокурором успехи ведомства в борьбе с преступностью в 47-м регионе

12 января, В России отмечается День работников прокуратуры РФ. По этому случаю Online47 взял большое интервью у прокурора Ленинградской области Сергея Жуковского, в котором затронуты ключевые сферы работы надзорного ведомства.

Сегодня в публикацию выходит первая часть беседы, которая касалась того, как как на протяжении последних лет выстраивалась работа прокуратуры области по борьбе с преступностью, как обстоят дела с раскрываемостью преступлений и восстановлением нарушенных прав граждан.

- Сергей Анатольевич, какие меры предпринимает ведомство для того, чтобы работа в обозначенном направлении велась более эффективно?

- Проблемные аспекты в работе правоохранительных структур по раскрытию преступлений не первый год являются предметом приоритетного внимания областной прокуратуры. Причины очевидны – именно пресечение противоправных деяний, защита и восстановление нарушенных прав потерпевших являются ключевыми критериями эффективности правозащитной деятельности соответствующих служб и ведомств.

В этой связи, усилия прокуратуры Ленинградской области в прошедшие годы были сосредоточены на задачах совершенствования оперативно-розыскной и следственной работы с тем, чтобы создать условия для ее поэтапного развития, формирования действенного механизма гарантий прав каждого жителя на законное, справедливое и своевременное производство в рамках уголовного процесса.

Особую значимость это направление деятельности приобрело в связи с тем, что по итогам 2021 года его результативность очевидно не отвечала криминогенной обстановке. Пресловутая раскрываемость преступлений, соотносящая в их сочетании преступные деяния, которые удалось и не удалось раскрыть, застыла на недопустимо низком уровне в 33%, а быстрое расследование и вовсе являлось редким исключением.

С учетом этого, прокуратурой Ленинградской области подход к планированию и проведению надзорных мероприятий в 2022 году существенно пересмотрен и акцентирован на организации системной работы по раскрытию преступлений реализации в соответствии с поручениями Президента и Генерального прокурора Российской Федерации.

- Что было сделано в первую очередь?

- Областной прокуратурой разработаны и внедрены в практику новые механизмы применения надзорных полномочий, последовательно охватывающие все этапы досудебного производства – от выявления преступления до принятия окончательного решения по уголовному делу.

Тематическими приказами прокурора области определены и структурированы элементы взаимодействия надзирающих прокуроров со следователями и оперативниками. По инициативе прокуратуры систематизирован порядок совместной с органами расследования деятельности при работе с сообщениями о преступлениях и на всех стадиях уголовного преследования.

Подробный анализ качества и оперативности предварительного расследования находившихся в производстве уголовных дел позволил определить и обобщить причины и условия нарушений прав по всем категориям преступлений, а равно выявить факторы, препятствующие окончанию расследования в разумный срок.

- Это потребовало разработки отдельных мер?

- Да, были разработаны и подробно обсуждены с руководителями областных правоохранительных структур дополнительные меры по совершенствованию их работы. И они были закрепили в соответствующих межведомственных документах, обязательных к исполнению. О принятых решениях, механизмах и сроках их исполнения уведомлены территориальные подразделения органов расследования и прокуратуры.

При этом сделан акцент на дополнении следственного потенциала полномочиями прокурора как организатора уголовного преследования так, чтобы обеспечить всестороннюю реализацию закрепленного в законе назначения уголовного судопроизводства – защиту прав пострадавших от преступлений при справедливом преследовании виновных лиц.
В итоге, практика надзорной деятельности пополнилась механизмами совместного со следственным органом планирования расследования уголовных дел с регулярной корректировкой по их срокам и количеству, функционирование профильной межведомственной рабочей группы по вопросам раскрытия преступлений – в том числе на районном звене, сверки полноты выполнения первоначальных следственных действий, регулярные проверки своевременности назначения и производства судебных экспертиз, содействие в скорейшем предоставлении органами власти информации, значимой для целей расследования, и др.

- Менялась ли система контроля учета преступлений?

- Одной из значимых задач облпрокуратуры стало пресечение порочной практики произвольных, не основанных на законе действий должностных лиц правоохранительных структур при принятии ими решений по заявлениям жителей о совершенном преступлении, включая сокрытие преступлений от учета и необоснованных отказов в инициировании уголовных производств. Число уголовных дел, возбужденных лишь по требованию прокурора после отмены им «отказного» решения дознавателя, в предшествующие годы являлось одним из наибольших в стране и на пике приближалось к 20% от их общего массива.

Для искоренения подобных ситуаций прокуратура перестроила надзор на превентивный формат, когда заблаговременная постановка сообщений о преступлении на текущий контроль способствует производству необходимых процессуальных действий по каждому из них и позволяет сделать вывод о преступном либо непреступном характере произошедшего.

С той же целью прокуратура области и руководство региональной полиции разработали, закрепили в постановлениях и применили на практике алгоритм единообразной и взаимодополняющей корреляции полномочий ведомственного контроля и прокурорского надзора, способствующей снижению объема незаконных решений следователя (дознавателя) на стадии доследственной проверки.

В результате, в 2023 году число выявляемых фактов сокрытия преступлений резко сократилось, составив около 5% от числа возбужденных уголовных дел.

- Как ведомство борется с искусственными манипуляциями со статистической отчетностью следствия и дознания в информационном пространстве?

- Была усовершенствована система контроля прокурором достоверности показателей социально-криминологических характеристик преступлений и результатов их расследования. Под личную ответственность прокуроров внедрено проведение перекрестных сверок статистических данных с материалами уголовных дел, тематических проверок обоснованности представляемых в Росстат России данных о количестве, обстоятельствах выявленных преступных действий, итогах и сроках расследования.

- Давайте резюмируем. Каких результатов удалось достичь посредством проведенных органом улучшений и оптимизаций?

- Проведенные мероприятия привели к существенному изменению результативности в работе поднадзорных областной прокуратуре правоохранительных структур и способствовали обеспечению достоверности официальных сведений о ее итогах.

Раскрываемость преступлений в Ленинградской области на протяжении 2022-2023 года возрастала лидирующими темпами среди российских регионов и к середине года впервые за много лет превысила 50%. Общее число раскрытых преступлений за тот же период выросло более чем на 3 тысячи, или почти на 40%, в немалой степени – за счет сопоставимого прироста числа раскрытых преступлений наиболее резонансных категорий – тяжких и особо тяжких.

За год на 20% сократилось число уголовных дел, возвращенных из суда для устранения недоработок органов расследования, а их удельный вес в общем массиве направленных дел в суд незначителен и составляет около 1%. Около 10% за год составило и снижение числа уголовных дел, решение по которым принято следователем с нарушением разумного срока.

Общее число совершаемых в Ленинградской области преступлений уменьшилось на 12%, вместе с ним – и число преступлений, совершенных на улицах и в общественных местах, краж, грабежей, разбоев, половых преступлений.

Дальнейшие усилия прокуратуры будут направлены на закрепление и развитие положительных тенденций в совместной с правоохранительными органами работе по обеспечению правопорядка в Ленинградской области.


Продолжение следует…


Фото: Пресс-служба Прокуратуры Ленинградской области

Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid: LjN8K77HB
Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid:  LjN8JuguX