12 января, В России отмечается День работников прокуратуры РФ. По этому случаю Online47 взял большое интервью у прокурора Ленинградской области Сергея Жуковского, в котором затронуты ключевые сферы работы надзорного ведомства.
Сегодня в публикацию выходит первая часть беседы, которая касалась того, как как на протяжении последних лет выстраивалась работа прокуратуры области по борьбе с преступностью, как обстоят дела с раскрываемостью преступлений и восстановлением нарушенных прав граждан.
- Сергей Анатольевич, какие меры предпринимает ведомство для того, чтобы работа в обозначенном направлении велась более эффективно?
- Проблемные аспекты в работе правоохранительных структур по раскрытию преступлений не первый год являются предметом приоритетного внимания областной прокуратуры. Причины очевидны – именно пресечение противоправных деяний, защита и восстановление нарушенных прав потерпевших являются ключевыми критериями эффективности правозащитной деятельности соответствующих служб и ведомств.
В этой связи, усилия прокуратуры Ленинградской области в прошедшие годы были сосредоточены на задачах совершенствования оперативно-розыскной и следственной работы с тем, чтобы создать условия для ее поэтапного развития, формирования действенного механизма гарантий прав каждого жителя на законное, справедливое и своевременное производство в рамках уголовного процесса.
Особую значимость это направление деятельности приобрело в связи с тем, что по итогам 2021 года его результативность очевидно не отвечала криминогенной обстановке. Пресловутая раскрываемость преступлений, соотносящая в их сочетании преступные деяния, которые удалось и не удалось раскрыть, застыла на недопустимо низком уровне в 33%, а быстрое расследование и вовсе являлось редким исключением.
С учетом этого, прокуратурой Ленинградской области подход к планированию и проведению надзорных мероприятий в 2022 году существенно пересмотрен и акцентирован на организации системной работы по раскрытию преступлений реализации в соответствии с поручениями Президента и Генерального прокурора Российской Федерации.
- Что было сделано в первую очередь?
- Областной прокуратурой разработаны и внедрены в практику новые механизмы применения надзорных полномочий, последовательно охватывающие все этапы досудебного производства – от выявления преступления до принятия окончательного решения по уголовному делу.
Тематическими приказами прокурора области определены и структурированы элементы взаимодействия надзирающих прокуроров со следователями и оперативниками. По инициативе прокуратуры систематизирован порядок совместной с органами расследования деятельности при работе с сообщениями о преступлениях и на всех стадиях уголовного преследования.
Подробный анализ качества и оперативности предварительного расследования находившихся в производстве уголовных дел позволил определить и обобщить причины и условия нарушений прав по всем категориям преступлений, а равно выявить факторы, препятствующие окончанию расследования в разумный срок.
- Это потребовало разработки отдельных мер?
- Да, были разработаны и подробно обсуждены с руководителями областных правоохранительных структур дополнительные меры по совершенствованию их работы. И они были закрепили в соответствующих межведомственных документах, обязательных к исполнению. О принятых решениях, механизмах и сроках их исполнения уведомлены территориальные подразделения органов расследования и прокуратуры.
При этом сделан акцент на дополнении следственного потенциала полномочиями прокурора как организатора уголовного преследования так, чтобы обеспечить всестороннюю реализацию закрепленного в законе назначения уголовного судопроизводства – защиту прав пострадавших от преступлений при справедливом преследовании виновных лиц.
В итоге, практика надзорной деятельности пополнилась механизмами совместного со следственным органом планирования расследования уголовных дел с регулярной корректировкой по их срокам и количеству, функционирование профильной межведомственной рабочей группы по вопросам раскрытия преступлений – в том числе на районном звене, сверки полноты выполнения первоначальных следственных действий, регулярные проверки своевременности назначения и производства судебных экспертиз, содействие в скорейшем предоставлении органами власти информации, значимой для целей расследования, и др.
- Менялась ли система контроля учета преступлений?
- Одной из значимых задач облпрокуратуры стало пресечение порочной практики произвольных, не основанных на законе действий должностных лиц правоохранительных структур при принятии ими решений по заявлениям жителей о совершенном преступлении, включая сокрытие преступлений от учета и необоснованных отказов в инициировании уголовных производств. Число уголовных дел, возбужденных лишь по требованию прокурора после отмены им «отказного» решения дознавателя, в предшествующие годы являлось одним из наибольших в стране и на пике приближалось к 20% от их общего массива.
Для искоренения подобных ситуаций прокуратура перестроила надзор на превентивный формат, когда заблаговременная постановка сообщений о преступлении на текущий контроль способствует производству необходимых процессуальных действий по каждому из них и позволяет сделать вывод о преступном либо непреступном характере произошедшего.
С той же целью прокуратура области и руководство региональной полиции разработали, закрепили в постановлениях и применили на практике алгоритм единообразной и взаимодополняющей корреляции полномочий ведомственного контроля и прокурорского надзора, способствующей снижению объема незаконных решений следователя (дознавателя) на стадии доследственной проверки.
В результате, в 2023 году число выявляемых фактов сокрытия преступлений резко сократилось, составив около 5% от числа возбужденных уголовных дел.
- Как ведомство борется с искусственными манипуляциями со статистической отчетностью следствия и дознания в информационном пространстве?
- Была усовершенствована система контроля прокурором достоверности показателей социально-криминологических характеристик преступлений и результатов их расследования. Под личную ответственность прокуроров внедрено проведение перекрестных сверок статистических данных с материалами уголовных дел, тематических проверок обоснованности представляемых в Росстат России данных о количестве, обстоятельствах выявленных преступных действий, итогах и сроках расследования.
- Давайте резюмируем. Каких результатов удалось достичь посредством проведенных органом улучшений и оптимизаций?
- Проведенные мероприятия привели к существенному изменению результативности в работе поднадзорных областной прокуратуре правоохранительных структур и способствовали обеспечению достоверности официальных сведений о ее итогах.
Раскрываемость преступлений в Ленинградской области на протяжении 2022-2023 года возрастала лидирующими темпами среди российских регионов и к середине года впервые за много лет превысила 50%. Общее число раскрытых преступлений за тот же период выросло более чем на 3 тысячи, или почти на 40%, в немалой степени – за счет сопоставимого прироста числа раскрытых преступлений наиболее резонансных категорий – тяжких и особо тяжких.
За год на 20% сократилось число уголовных дел, возвращенных из суда для устранения недоработок органов расследования, а их удельный вес в общем массиве направленных дел в суд незначителен и составляет около 1%. Около 10% за год составило и снижение числа уголовных дел, решение по которым принято следователем с нарушением разумного срока.
Общее число совершаемых в Ленинградской области преступлений уменьшилось на 12%, вместе с ним – и число преступлений, совершенных на улицах и в общественных местах, краж, грабежей, разбоев, половых преступлений.
Дальнейшие усилия прокуратуры будут направлены на закрепление и развитие положительных тенденций в совместной с правоохранительными органами работе по обеспечению правопорядка в Ленинградской области.
На особом контроле Сергея Жуковского также находится вопрос восстановления прав граждан-участников долевого строительства.
- Как в регионе обеспечивается работа по восстановлению прав граждан-участников долевого строительства?
- Эта работа ведется последовательно. Всего на начало 2022 года в единый реестр проблемных объектов было включено 234 объекта, права более 20 тыс. граждан были нарушены.
На сегодня, благодаря принимаемым мерам, из ЕРПО удалось исключить 207 многоквартирных домов, чем защищены права более 12 тыс. граждан, в ближайшее время планируется исключить из названного реестра еще восемь объектов, восстановив права более 3 тыс. дольщиков.
С учетом рекомендаций прокуратуры области Правительством региона обеспечено финансирование восстановления прав дольщиков на сумму более 24 млрд рублей.
После направления прокурором области в адрес губернатора региона информации в прошлом году было принято стратегически важное решение по изменению предельного уровня финансирования мероприятий по восстановлению прав граждан за счет средств регионального бюджета до 99%.
Благодаря инициативе размер финансирования увеличен, что позволило обеспечить принятие положительного решения по 13 объектам, а это более 1300 граждан.
— Как осуществляется взаимодействие ведомств региона, ответственных за решение данного проблемного вопроса?
- На протяжении последних лет обеспечено эффективное межведомственное взаимодействие с уполномоченными органами государственной власти, ППК «Фонд развития территорий» и региональным фондом, на еженедельной основе осуществляется сверка и обновление плана-графика по восстановлению прав граждан-участников долевого строительства.
В прошедшем году под председательством руководства прокуратуры области и органов государственной власти региона проведено более 180 совещаний, в рамках которых застройщикам, подрядчикам, а также ресурсоснабжающим организациям выданы протокольные поручения, касающиеся исполнения предусмотренных между ними обязательств.
На системной основе осуществляются выезды на строительные площадки, проводятся встречи с инициативными группами дольщиков.
- Известно, что восстановление нарушенных прав дольщиков происходит, в том числе, в судебном порядке. Каковы результаты этой работы?
В 2023 году прокуратурой области в суд направлено 5 уголовных дел, в отношении шести лиц, обвиняемых в совершении хищения денежных средств граждан-участников долевого строительства.
По находящимся в производстве делам к уголовной ответственности правоохранительными органами региона в настоящее время привлекаются 10 лиц. Следственными органами наложен арест на имущество обвиняемых и третьих лиц, общая сумма которого составляет свыше 6,5 млрд рублей.
Кроме того, в истекшем году сформирована положительная практика признания гражданским истцом ППК «Фонд развития территорий», возместившей участникам долевого строительства причиненный преступлениями ущерб на сумму свыше 800 млн рублей.
В отношении всех оставшихся 27 объектов, включенных в ЕРПО, определены действенные механизмы восстановления прав граждан-участников долевого строительства. Надзорные мероприятия продолжаются на каждодневной основе.
Фото: Пресс-служба Прокуратуры Ленинградской области