Курс на консолидацию: Дмитрий Солонников поделился прогнозом о внутренней политике в 2024-м

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Главным политическим событием для страны станет президентская кампания, которая запустит цепочку других важных событий

Президентская кампания в марте 2024-го станет ключевым событием для внутренней политики России, но далеко не единственным. Об этом в разговоре с Online47 рассказал директор Института Современного государственного развития, политолог Дмитрий Солонников.

«Выборы президента пройдут легитимно»

«О том, как пройдут выборы в марте можно говорить уже сейчас: серьезно, грамотно, конкурентно. Все будет легитимно. При этом есть и факторы, свидетельствующие скорее о референдумном характере голосования. Социологические данные говорят о том, что действующий президент к настоящему моменту заручился поддержкой свыше 70% населения страны и едва ли этот показатель за оставшиеся месяцы изменится.

При этом проходить избирательная кампания будет в условиях консолидации общества вокруг вертикали власти. Обусловлена она общим стремлением действующего руководства государства и населения к победе в специальной военной операции. В целом выборы должны будут продемонстрировать степень поддержки той политики, которую проводит власть.

Явка на избирательные участки обещает быть традиционно высокой, никаких факторов, свидетельствующих об уменьшении или увеличении этого показателя нет. Можно ожидать, что проголосуют 60-70% избирателей или чуть больше. Не исключены, впрочем, различного рода провокации и попытки давления со стороны недружественных стран, однако никоим образом повлиять на результаты выборов не удастся».

Об активности оппозиционных партий

«В этом году от участия в выборах главы государства отказались представители «Единой России» – партия окажет поддержку действующему главе государства, и СРЗП. В целом, активность оппозиционных партий обещает быть достаточно низкой, как это было в предыдущие годы проведения СВО, победа в которой — общая задача для всех.

Партии практически не участвуют в серьезных кампаниях, не выставляют альтернативных кандидатов. Поскольку эти кандидаты не ведут активную оппозиционную агитацию в рамках своей партийной линии, то и шансы заработать на выборах политические баллы у них невелики.

Поэтому даже в регионах партии выставляют порой не местных лидеров, а тех, кого им не так жалко. Ведь отправлять партийцев с высоким политрейтингом, чтобы они, по сути, поддерживали риторику партии власти, как-то глупо. Вот ЛДПР – да, но им необходимо раскручивать нового лидера».

Вероятная ротация губернаторов

«Вслед за мартовскими выборами президента ожидается смена ряда глав регионов страны, ротация носит традиционный характер. Причины разные, как повышение успешных губернаторов до федерального уровня, например, так и, наоборот, плохая работа на местах.

Вообще, такие кадровые перестановки лучше проводить осенью, до начала отопительного сезона. А если у кого-то из «губернаторов-двоечников» срок полномочий завершается через год, порой решение заменить его заранее новым человеком может оказаться более удачным, чем ждать конца этого срока. Делать это стоит заранее, месяцев за восемь-десять.

Весной ротации также происходят, и нередко это последняя возможность заменить неэффективных глав субъектов до начала избирательной кампании. Но в 2024 году такие кадровые перестановки будут связаны даже не с «успеваемостью» губернаторов, а с возможной сменой состава кабмина РФ. Ведь после выборов президента правительство будет обязано подать в отставку, и у кого-то эту отставку вновь избранный глава государства может принять.

Некоторые аналитики ожидают серьезное обновление состава кабмина, предполагая, что кто-то из регионов может занять место в правительстве. И наоборот, те, кто покинет стены Белого дома, потащат за собой своих представителей в субъектах РФ. Ведь некоторые губернаторы тесно связаны с представителями федеральной власти».

Партии в ожидании сентября

В 2024 году помимо президентских выборов части граждан предстоит проголосовать на выборах губернаторов, региональных парламентов, а также в рамках местных кампаний. Глав регионов прямым способом будут выбирать в 16-ти субъектах РФ, в их числе: Астраханская, Вологодская, Курганская, Липецкая, Курская, Челябинская, Оренбургская, Мурманская, Волгоградская и Сахалинская области, Петербург, Забайкальский и Ставропольский края, а также республики Башкортостан, Калмыкия и Алтай. В парламентах за новых глав свои голоса отдадут в Крыму, Ингушетии и Кабардино-Балкарии. При этом состав парламентов обновят в 13-ти регионах, включая столичную гордуму.

«Ближе к концу года нас ожидает много региональных кампаний, на которых и планируют сосредоточить свои силы партии. Может ли к этому моменту серьезно измениться политическое пространство страны? Мы видим, что уже запущен процесс объединения «Новых людей» и «Партии роста».

На мой взгляд, это позитивное явление. Как для электората, придерживающегося праволиберального характера, так и для внутренней политики в целом. Другие же партии ничего подобного делать в текущем году не будут. К слову, «Партия роста» уже была много лет как не нужна, стояла задача красиво с этой темы соскочить, и это получилось.

В КПРФ же пока только голову ломают над тем, как бы аккуратно передать власть Геннадия Зюганова его внуку Леониду. Красные с компартией обращаются, как с частным бизнесом, теперь ее идеология с коммунизмом ничего общего не имеет. Семья Зюгановых полностью приватизирует эту повестку для своих коммерческих нужд, а остальных участников рассаживает вокруг трона. Когда-то было слышно о планах объединения с «Коммунистами России», но сейчас им не до того.

Говорили когда-то и про возможное объединение ЛДПР и «Родины», но на практике Слуцкому пока нужно окончательно укрепить свою власть, оставаясь самодостаточной фигурой на политсцене, а не пытаться как-то отыграть ситуацию за счет бренда Жириновского. Удастся – тогда посмотрим».

О протестном потенциале

«В целом, согласно социологическим данным, протестный потенциал в стране фиксируется на низких значениях. Хорошо это или плохо, что низкий протестный потенциал в стране?

Конечно, должна быть возможность выражения свободного мнения, обмен мнениями, выражение недовольства населением, что, в том числе в выборных процессах должно быть заметно. Но в нынешний момент, когда идет СВО, стране полезно оставаться единой. Поэтому и оппозиционные партии не поднимают протестную волну, протестных настроений в публичном пространстве практически нет».


Геннадий Ткачев


Фото: Валентин Илюшин/Online47