Как это было: 80 лет назад с Ленинграда была полностью снята 872-дневная нацистская блокада

Фото: На улице Ленинграда после налета фашистской авиации. Фотография Бориса Кудоярова. 1942 год/ Архив РИА «Новости» / CC-BY-SA 3.0

18 декабря 1940 года была подписана директива № 21 Гитлера, известная как План «Барбаросса». Этот план предусматривал нападение на Советский Союз тремя группами армий: «Север» на Ленинград, «Центр» на Москву и «Юг» на Киев

В Советском Союзе город Ленинград с населением около 3,2 млн человек был вторым по важности городом. На его территории была сосредоточена значительная доля промышленности страны, город выпускал почти четверть всей продукции тяжелого машиностроения и треть продукции электротехнической промышленности. В Ленинграде находилось 333 крупных промышленных предприятия, на которых были заняты 565 тыс. человек. Кроме того, город был домом для множества небольших местных заводов, фабрик и артелей. Примерно 75% производимой продукции шло на нужды оборонного комплекса.


Начало блокады

8 сентября войска группы «Север» завладели городом Шлиссельбург (Петрокрепость), контролируя исток Невы и блокируя Ленинград с суши. С севера город был окружен финскими войсками, остановленными 23-й армией у Карельского укрепрайона. С этого момента началась продолжительная блокада города, длившаяся 872 дня. Общая площадь взятых в кольцо Ленинграда и пригородов составляла примерно 5000 км². Внутри кольца оказались практически все силы Балтийского флота и большая часть войск Ленинградского фронта, включая 8-ю, 23-ю, 42-ю и 55-ю армии, общей численностью более полумиллиона человек. Помимо военных сил, в зоне блокады находилось всё гражданское население города, примерно 2,5 миллиона жителей, а также 340 тысяч человек, проживавших в пригородах. Все железнодорожные, речные и автомобильные связи были разорваны, и связь с Ленинградом поддерживалась лишь воздушным и Ладожским путями, в том числе по Ириновской железнодорожной ветке, ведущей к побережью Ладожского озера.


Фактически блокада началась раньше

Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года, когда сухопутная связь города с остальной страной была прервана. Однако жители Ленинграда лишились возможности покинуть город за две недели до этого события: 27 августа было прервано железнодорожное сообщение, и на вокзалах, и в пригородах скопились десятки тысяч людей, готовившихся к эвакуации на восток. Сложившаяся ситуация ещё усугублялась тем, что с началом войны в Ленинград прибыло более 300 тысяч беженцев из прибалтийских республик и соседних областей РСФСР.


В городе ввели продовольственные карточки

Продовольственные карточки были введены в Ленинграде 17 июля, предшествуя блокаде, но их введение было направлено на регулирование снабжения и порядка. Город вступил в войну с нормальными запасами продуктов, и выдача продуктов по карточкам происходила по высоким нормам, не допуская дефицита до начала блокады. Первое снижение нормы выдачи продуктов произошло 2 сентября 1941 года. Кроме того, с 1 сентября была запрещена свободная продажа продовольствия, и эта мера действовала до середины 1944 года. Несмотря на сохранение «чёрного рынка», официальная продажа продуктов по рыночным ценам в так называемых «коммерческих магазинах» была приостановлена.


Голод

В октябре горожане начали ощущать явный дефицит продовольствия, и в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Появились первые случаи потери сознания от голода на улицах и на рабочих местах, первые случаи смерти от истощения, а затем и первые проявления каннибализма. Запасы продовольствия поступали в город как по воздуху, так и по воде через Ладожское озеро до замерзания его поверхности. В период, пока лед становился достаточно толстым, автомобильное движение через Ладогу практически прекращалось. Все эти транспортные маршруты были под постоянным обстрелом противника.

Несмотря на минимальные нормы выдачи хлеба, массовых случаев смерти от голода ещё не происходило, и основную часть погибших тогда составляли жертвы бомбардировок и артиллерийских обстрелов.

Учительница музыки Нина Михайловна Никитина и ее дети Миша и Наташа делят блокадный паек. 1942 год WW2 Photo Archive

Учительница музыки Нина Михайловна Никитина и ее дети Миша и Наташа делят блокадный паек. 1942 год WW2 Photo Archive

Исходя из фактически сложившегося расхода, наличие основных продуктов на 12 сентября 1941 года составляло (цифры приведены по данным учёта, произведённого отделом торговли Ленгорисполкома, интендантства фронта и КБФ):

хлебное зерно и мука — на 35 суток
крупа и макароны — на 30 суток
мясо и мясопродукты — на 33 дня
жиры — на 45 суток
сахар и кондитерские изделия — на 60 суток.

Суточный расход муки на выпечку хлеба для блокированных войск и жителей Ленинграда:

до 11 сентября составлял 2100 т
с 11 сентября — 1300 т
с 16 сентября — 1100 т
с 1 октября — 1000 т
с 26 октября — 880 т
с 1 ноября — 735 т
с 13 ноября — 622 т
с 20 ноября — 510 т
с 25 декабря — 560 т.

Из 18 хлебозаводов Ленинграда, работавших до войны, во время блокады восемь не работали и были законсервированы. В зимние месяцы 1941—1942 годов 96—98 % всех грузов завозилось в магазины со складов или хлебозаводов вручную на санках или тележках.

Отпуск товаров по карточкам ввели в Ленинграде ещё 18 июля 1941 года. Во время блокады хлеб по карточкам ленинградцы получали ежедневно, остальные же продукты — ежедекадно (раз в десять дней). Цена на хлеб, отпускавшийся по карточкам, составляла 1,7 — 1,9 рубля за килограмм. На рынке хлеб стоил по 500 рублей за килограмм в конце декабря 1941 года, по 400 рублей в марте 1942 года, по 100—150 рублей в марте 1943 и по 50 рублей в декабре того же года. Цены эти были до некоторой степени условными, ибо на рынке преобладала меновая торговля, а не продажа за деньги.


«Смерть стала явлением, наблюдаемым на каждом шагу»

В ноябре 1941 года ситуация горожан резко ухудшилась, и собственных запасов продовольствия у населения практически не оставалось. Смертность от голода стала массовым явлением. Ежедневно специальные похоронные службы вынуждены были собирать с улиц около сотни трупов. Из-за трудностей в рытье могил в промерзшей земле использовались взрывчатка и экскаваторы. Десятки, а иногда и сотни трупов хоронили в братские могилы, не имея возможности установить их личности.

Женщина и девочка-подросток тащат завернутый в одеяло труп по Невскому проспекту. 1942 год/ Михаил Трахман / Архив РИА «Новости» / CC-BY-SA 3.0

Женщина и девочка-подросток тащат завернутый в одеяло труп по Невскому проспекту. 1942 год/ Михаил Трахман / Архив РИА «Новости» / CC-BY-SA 3.0

Сохранилось много рассказов о людях, которые из-за слабости падали и умирали дома, на работе, в магазинах или на улицах. Жительница блокадного города Елена Скрябина в своем дневнике описала:

«Смерть хозяйничает в городе. Люди умирают и умирают. Сегодня, когда я проходила по улице, передо мной шёл человек. Он еле передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жуткое синее лицо. Подумала про себя: наверное, скоро умрёт. Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, он был уже мёртв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания. Смерть стала явлением, наблюдаемым на каждом шагу. К ней привыкли, появилось полное равнодушие: ведь не сегодня – завтра такая участь ожидает каждого. Когда утром выходишь из дому, натыкаешься на трупы, лежащие в подворотне, на улице. Трупы долго лежат, так как некому их убирать».


Прорыв и полное снятие блокады Ленинграда

14 января 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию. К 20 января советские войска достигли заметных успехов: Ленинградский фронт разгромил красносельско-ропшинскую группировку противника, а части Волховского фронта освободили Новгород. Эти достижения позволили 21 января Л. А. Говорову и А. А. Жданову обратиться к И. В. Сталину:

«В связи с полным освобождением г. Ленинграда от вражеской блокады и от артиллерийских обстрелов противника просим разрешить: Издать и опубликовать по этому поводу приказ войскам фронта. В честь одержанной победы произвести в Ленинграде 27 января с/г в 20.00 часов салют двадцатью четырьмя артиллерийскими залпами из трёхсот двадцати четырёх орудий».

И. В. Сталин удовлетворил просьбу командования Ленинградского фронта, и 27 января в Ленинграде был устроен салют, ознаменовывающий окончательное освобождение города от блокады, продолжавшейся 872 дня. Приказ о победе был подписан Л. А. Говоровым, а не Сталиным, что было необычным явлением в тот период. Ни один из командующих фронтами во время Великой Отечественной войны не пользовался подобной привилегией.

В знак признания героической обороны города президент США передал специальную грамоту городу Ленинграду.

И. В. Сталин удовлетворил просьбу командования Ленинградского фронта и 27 января в Ленинграде был произведён салют в ознаменование окончательного освобождения города от блокады, которая продолжалась 872 дня. Приказ победоносным войскам Ленинградского фронта, вопреки установившемуся порядку, был подписан Л. А. Говоровым, а не Сталиным. Такой привилегии не удостаивался ни один из командующих фронтами во время Великой Отечественной войны.

В ознаменование героической обороны города президент США передал специальную грамоту городу Ленинграду.

«От имени народа Соединённых Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Ленинграду в память о его доблестных воинах и его верных мужчинах, женщинах и детях, которые, будучи изолированными захватчиком от остальной части своего народа и несмотря на постоянные бомбардировки и несказанные страдания от холода, голода и болезней, успешно защищали свой любимый город в течение критического периода от 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года и символизировали этим неустрашимый дух народов Союза Советских Социалистических Республик и всех народов мира, сопротивляющихся силам агрессии», — писал Франклин Д. Рузвельт 17 мая 1944 года.

Из воспоминаний писательницы и литературоведа Лидии Гинзбург, пережившей блокаду Ленинграда:

«Тревоги были разной продолжительности, частоты, силы, процедура же была до ритуальности однообразна. Люди надевали калоши, пальто. Жаль было недопитого чаю, и не хотелось спускаться в холодный подвал. Прислушива­лись — не будет ли тихой тревоги? — зенитки били чаще и громче. Тогда люди спускались, в темноте ощупывая знакомую лестницу. В подвале у многих были привычные места, там встречали знакомых, разговаривали, дремали, иногда читали, если удавалось пробраться к лампочке; выходили к дверям покурить; ежедневно переживали радостное облегчение отбоя. После отбоя спорили — стоит ли подниматься сейчас или переждать следующую тревогу (в разные периоды были разные данные для расчетов), поднимались, иногда спускались опять; поднимались окончательно, пили остывший чай и ложились не разде­ваясь. В ритуальной повторяемости процедуры было уже нечто успокоитель­­ное».

Фото: На улице Ленинграда после налета фашистской авиации. Фотография Бориса Кудоярова. 1942 год/ Архив РИА «Новости» / CC-BY-SA 3.0