В Ленинградской области в 2024 году появится новый инвестор: 11 марта Коммерсантъ сообщил о начале переноса ООО «Телебалт Т» производственных мощностей из Калининграда в 47-й регион.
Крупнейший производитель электроники
Контрактный производитель «Телебалт» осуществляет сборку телевизоров моделей Hyundai, BBK, Toshiba и т. д. Еще в 2022 году предприятие остановило свою работу в Калининградской области из-за удорожания себестоимости и проблем с логистикой. В настоящее время свою продукцию ООО «Телебалт Т» не выпускает. По всей видимости, вопрос сохранения жизнедеятельности предприятия встал остро, после чего было принято решение о переносе производства в Ленинградскую область.
По информации «СПАРК-Интерфакс», ООО «Телебалт Т» зарегистрировано 7 марта 2006 года в Калининграде. В 2022 году чистая прибыль компании составила 1,6 млн рублей, в то время как годом ранее этот показатель рыл равен 71,6 млн руб. Штат ООО «Телебалт Т» в 2022 году сократился в два раза – 71 человека.
Компания «Телебалт Т» выпустила свой первый телевизор в 1997 году. В 1999 году предприятие имело всего одну сборочную линию, которая в месяц выпускала 3000 кинескопных телевизоров. К 2006 году объем производства вырос более, чем в 50 раз. Тогда же на заводе начинают собирать жидкокристаллические и плазменные телевизоры. В 2011 году объемы производства составляли 2 млн телевизоров в год.
В 2021 году в Калининграде производили около 30% российских телевизоров.
Online47 спросил у экспертов, какие перспективы открывает перед регионом появление нового инвестора и каковы для него самого главные выгоды расположения производства в Ленобласти.
Доступные площадки и мощности
Председатель Общественной палаты 47-го региона Александр Габитов, много лет возглавлявший «Союз промышленников и предпринимателей Ленинградской области», подчеркнул аспекты инвестиционной привлекательности 47-го региона.
«Ленинградская область – один из самых инвестиционно привлекательных регионов России. Об этом свидетельствуют не только рейтинги, но и реальное положение дел. Это складывается из нескольких элементов. В первую очередь, земля в Ленинградской области достаточно доступна для инвестиционных проектов. Кроме того, у нас большое количество энергоизбыточных районов, что дает возможность размещения энергоемких производств.
Второе – удобная транспортная логистика. Близость Санкт-Петербурга открывает возможность размещения производственных площадок между северное столицей и Москвой. Морской порт Усть-Луга открывает прямой выход к водным логистическим путям.
Да, есть вопрос с трудовыми ресурсами, которые в большом количестве мы отдаем в Санкт-Петербург. Но как раз приходящие инвестиционные проекты с хорошими заработными платами, удобными рабочими местами, с качественной, так сказать, социальной сферой дают надежду на возвращение наших специалистов обратно в Ленобласть.
Если же говорить о конкретном радиоэлектронном производстве на территории Ленинградской области, то, конечно, мы понимаем, что сборка телевизоров – это только первый шаг. Его появление, я уверен, позволит нам загрузить наши техникумы, привлечь на нашу территорию высококлассных специалистов. С другой стороны, такое производство – это своего рода ядро кристаллизации будущего экономического кластера. В случае его успешной адаптации и локализации в регионе новое предприятие со временем привлечет другие высокотехнологичные радиоэлектронные производства – аппаратуры, оборудования и т. д. Это, как правило, так и происходит. Я думаю, здесь большие перспективы».
Логистика и внутренний рынок
По мнению исполнительного директора Торгово-промышленной палаты Ленинградской области Игоря Муравьева, то, что выбор площадки для предприятия пал на Ленобласть, – и логично, и понятно, ведь регион обладает широкими логистическими возможностями.
«Бизнес выбирает те локации, которые считает удобными для расположения производства и в краткосрочной перспективе, и в долгосрочной. Такое производство, о котором мы сейчас говорим, работает на долгосрочную перспективу. Это не отверточная сборка, его не так просто перенести.
Что касается того, почему выбрана именно Ленинградская области – ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Действительно, мы являемся логистическим хабом на Северо-Западе. Это произошло не только с развитием портовой инфраструктуры. Она и в Калининграде сильно развита. Но у нас есть и железнодорожная сеть. И как точка входа в том числе большого количества товаров различной номенклатуры из наших дружеских стран, в том числе Китая, это все-таки Санкт-Петербург. И конечно, он в данном случае переигрывает Калининград. Потому что тот сейчас заперт с точки зрения железнодорожных перевозок, окружен недружественными странами. А наша агломерация является точкой притяжения железнодорожных и автомобильных путей сообщения.
Для региона плюсы понятны – это налоговые поступления, рабочие места. А также перспектива развития технологий, развитие, скажем так, субконтрактации. Какие-то, может быть, комплектующие или что-то еще можно разместить на действующих уже предприятиях Ленинградской области. Особенно в сегменте малого и среднего бизнеса. Это тоже было бы здорово. Поэтому приход такого инвестора можно только приветствовать».
Комментарий Игоря Муравьева дополнил директор Института Современного государственного развития, политолог Дмитрий Солонников, подчеркнув, что с переездом завода «Телебалт Т» в 47-й регион для него станет ближе и доступнее внутренний рынок страны.
«Предприятия, на которых применяется подобная сборка, обычно должны отвечать ряду условий. С одной стороны, это близкое расположение к внешним логистическим путям. Прежде всего, это портовые пути, чтобы можно было по морю дешево доставлять комплектующие. Во-вторых, это вход на внутренний рынок, где предполагается распространять конечную продукцию после сборки.
Калининград был удобен с точки зрения портовых мощностей и возможности контакта с поставщиками из-за рубежа, из той же Европы или из Китая. Но на сегодняшний день в Калининграде сложности с поставкой итоговой продукции. У Калининградской области нет сухопутных границ с Россией, а работать на европейский рынок регион уже не может. А для того, чтобы работать на общероссийский рынок, все равно нужно пользоваться море. В Ленобласти – то же самое море, но дальше – уже все фактически тот самый внутренний рынок России, который будет потреблять данную продукцию. Новое предприятие будет работать прежде всего для Санкт-Петербурга и самой Ленинградской области. Плюс, естественно, можно ввозить товар в центральную Россию».
Светлана Ронина
Фото: Валентин Илюшин/Online47