Надо вкладывать в педагогов: Леонид Крутаков о важности возрождения классических ценностей в системе образования

Фото: Валентин Илюшин/Online47

По словам политолога и педагога, в первую очередь необходимо вернуть учителю роль воспитателя

Вопрос реформирования системы образования в последнее время достаточно остро стоит на повестке дня. Об этом говорит в том числе недавняя инициатива депутатов Госдумы РФ об отмене ЕГЭ как обязательного для поступления в высшие учебные заведения. Online47 побеседовал с политологом, публицистом, преподавателем департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Леонидом Крутаковым о том, как, с его точки зрения, нужно менять систему образования и как нужно воспитывать общество.

Педагог должен быть воспитателем

«Начать надо с возврата ценностей в системе национального образования. И первый шаг, с которого надо начать, – это вернуть учителям в школе почет, уважения и зарплату. То есть не с кворкингов, не с технологических центров надо начинать, а с учителя. Потому что учитель это не тот, кто учит, что дважды два – это четыре, учитель – это воспитатель. Ребенок проводит в школе не меньше времени, чем в семье, а там еще и социальная среда, сверстники, с которыми нужно строить отношения. Вот куда педагогу надо силы направить. Это если мы говорим о возрождении утерянных начал». У нас масса людей выросла в новой идеологии, когда ничего, кроме его собственного удовольствия, в этой жизни не имеет значения. Это колоссальное давление, которое идет на через телевизор, через социальные сети на наших детей, да еще и в школе. А учитель лишен права воспитывать – он не воспитывает будущих граждан, а оказывает услуги по образованию».

Надо воспитывать пытливый ум

«У нас отчетность важнее результата. В университетах – то же самое, куча отчетностей и рейтингов. На мой взгляд, самый лучший рейтинг – это рейтинг студентов. Когда они сами выставляют оценки преподавателям, которые проводят у них лекции и семинары. У нас напридумывали KPI. Это когда ты не знаешь конечной цели, она разбита на промежуточные количественные показатели. То есть ты должен сделать 38 звонков, выполнить 28 презентаций, провести 35 конференций и 46 встреч. А результат-то не в количестве встреч измеряется, он измеряется в том, что получится из этих молодых ребят, как будет раскрыт их потенциал, что они смогут дать стране и смогут ли. Вот это – результаты. И его никаким KPI не измеришь. Жизнь человека в инструкцию не вложить, ни в KPI, ни в какие другие количественные показатели. Человек – это то, что выходит за пределы инструкции. Интеллект – это то, что преодолевает существующие знания. И вот этому надо учить детей: задавать неправильные вопросы, искать на них ответы, а не то, как правильно. Пытливый ум надо воспитывать и искать в людях, а не исполнительность».

Знания не передаются на расстоянии

«Образование пытались и пытаются переводить на цифровые технологии. Это удаленка, лекции в цифровом виде. Но знания всегда передаются через контакт с преподавателем, через эмоции, через взгляд. Плюс важен обмен мнениями со сверстниками. И даже то, что они преподавателя будут обсуждать, тоже важно. Потому что они для себя делают выводы. Если этого нет, то это уже не образование, это воспитание роботов, исполнителей».

ЕГЭ не проверяет способность мыслить

«Я преподаватель, и я всегда говорил своим ученикам: «мне не столько важно, что вы думаете, сколько то, как вы думаете, как приходите к выводам. Есть ли у вас логика. Для меня важнее научить думать, а не запоминать факты. ЕГЭ этому не учат. Принимая экзамен, я могу у студента увидеть пробелы в знаниях, но я могу увидеть и его интеллектуальный потенциал. ЕГЭ его не передает, глубину знания он не оценивает. А проверка на способность мыслить – важнее всего. Сейчас этого попросту нет. Мы от этого избавились. Убивая свое образование, мы убиваем и воспитание. И возможность государства существовать».

Надо вкладывать в педагогов

«Пока мы будем «количественно» относиться к оценке результата образовательного процесса, никакая программа не поможет. Нужен системный подход. И здесь особенно серьезным является кадровый вопрос – не изменив кадров, мы не изменим ничего. Нам нужны люди с пониманием. И у нас еще сохранилась старая школа, а это не стены, это учителя. Как только их не станет, мы потеряем колоссальный потенциал и лишимся перспектив роста. Надо вкладывать в педагогов».

О том, что перемены в системе образования необходимы, неоднократно говорил президент Российской Федерации Владимир Путин. Ранее уже были предприняты шаги для того, чтобы избавить школьных учителей от непрофильной работы в виде ведения излишней отчетности. На днях глава государства предложил разрешить школьникам пересдавать ЕГЭ. Это говорит о том, что на уровне государства проблемы в сфере образования понимают, а значит, будет и решение.


Светлана Ронина

Фото: Валентин Илюшин/Online47