Рынок ждет стабильности: эксперты об «автомобильной инфляции» за последние два года

Фото: Валентин Илюшин/Online47

На сегодняшний день за новый автомобиль среднего класса придется отдать порядка 3 млн рублей

Средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России за два года с 2022-го повысилась на 49%. Такими данными делится агентство «Автостат», которое также указало на аналогичную динамику среди поддержанных машин. Online47 узнал у экспертов, с чем связано стремительное подорожание авто и стоит ли ждать стабилизации цен.

Почему повысились цены

Как отмечают в аналитическом агентстве «Автостат», по итогам 2023 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 2,96 млн рублей, что на 24% больше, чем в 2022 году.

В целом повышение цен на авто, наблюдающееся с 2022 года, можно назвать самым серьезным за все время. И причин для этого больше, чем могло бы показаться. По мнению главного редактора издания «Автоброкер клуб» Виталия Архиреева, санкционная политика, которой придерживается коллективный Запад в отношении России, стала лишь завершающим этапом целой череды событий.

«Это и кризис автопрома в целом, проблемы с полупроводниками, выпуском авто во всем мире, падение покупательной способности, последствия пандемии. Так что сегодняшняя стоимость авто объясняется не одними лишь санкциями. Но, конечно, хочется верить, что они стали завершающим этапом», — Виталий Архиреев.

Неприятно, но и не критично

Насколько повышение цен оказалось чувствительной темой для автолюбителей можно понять, исходя из показателей купли-продажи. В 2022 году график резко рухнул, а по результатам 2023 года показал рост. Итого за прошлый год, по данным «Автостата», было реализовано 1,3 миллиона новых машин разных классов, что на 64% больше значений 2022-го.

«Пожалуй, все-таки на поверхности лежит именно некий ужас перед подъемом цен. Но если попробовать самим себе честно признаться, то никто от покупки или смены автомобиля не отказывался, во всяком случае, насовсем, — заметил Виталий. — Некоторые купили машину дороже, чем планировали, другие с этой затеей решили повременить. По своему опыту общения могу сказать, что преимущественно покупку перенесли на год-два. Просто россияне научились считать деньги за последние десятилетия, имеют довольно стабильный доход. Накопили нужную сумму и приобрели машину, в общем-то, нельзя это назвать чем-то глобальным и страшным».

Цены стабилизируются

Несмотря на статистику двух последних лет, автолюбители смотрят в будущее с надеждой. По мнению собеседника Online47, уже сегодня заметны шаги по замедлению роста цен. К ним можно отнести расширение ассортимента на рынке и возможность торговаться, считает Виталий Архиреев:

«Уже имеются определенные намеки на то, что резкое повышение цен прекращается. Вряд ли прямо-таки сильно замедлится, но некоторую стабилизацию стоит ожидать. Но не помню хоть одного продолжительного периода, чтобы цены падали, только предновогодние акции. У потребителей появился большой выбор, возможность торговаться. Еще год назад с этим было совсем скудно, а теперь как официальных, так и неофициальных дилеров заметно прибавилось. Часть машин везут из-за рубежа, китайцы между тем открывают все больше официальных дилерских центров. В общем-то, российский авторынок фактически превратился в китайский с какими-то фрагментарными вкраплениями корейского и европейского».

Pxhere.com

Ложечка дегтя

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин выразил уверенность в том, что рост цен мог бы и дальше продолжаться, вот только потребительская способность населения не растет так быстро, как растут цены на машины. Но есть небольшой нюанс.

«На мой взгляд, мы достигли баланса спроса и предложения, поэтому автомобили больше дорожать особо не будут. Впрочем, все зависит от сегмента, например, ценам на ряд автомобилей, которые сейчас к нам попадают через Киргизию и другие страны ЕАЭС, есть куда расти. С 1 апреля закрываются разного рода серые схемы, которые позволяли занижать таможенную стоимость, — уточнил Антон Шапарин. — Теперь с нашей таможенной службой начнут делиться статистикой, показывать стоимость растаможки. Значит, придется выплачивать разницу, которую при этом получали, проводя ее в других странах».

Прежде всего, это скажется на стоимости немецкого и корейского автопрома, а также всех китайских электромобилей, так как последние перевозили через Киргизию, где нет НДС на такие машины.

Впрочем, для россиян сегодня наиболее актуальны стали не «немцы», а российские Lada Granta, Lada Vesta и китайский автопром, включая Cherry, Haval, Geely, Changan и другие.

Фото: Валентин Илюшин/Online47