После трагических событий в ТЦ «Крокус Сити холл», МВД в России зафиксировало волну анонимных сообщений, которые школьники получали в соцсетях. Неизвестные предлагали подросткам совершить противоправные действия за вознаграждение.
Вопрос оказался настолько актуален, что Минпросвещения и МВД уже разработали памятки для детей и родителей о том, как вести себя, если ребенок получает сообщения с угрозами или предложениями совершить теракт.
Вопросом заинтересовалась и зампред комитета Госдумы по развитию гражданского общества Ольга Занко. Она предложила в нацпроект «Молодежь России» включить работу по предотвращению втягивания молодежи в экстремизм через интернет:
«Это настоящая война за менталитет и здоровье нашего будущего поколения. Наша обязанность – применить все возможные меры для обеспечения безопасности наших детей и молодежи. Это должно стать одним из ключевых направлений нового национального проекта», – объяснила депутат.
Напомним, что национальный проект «Молодежь России» реализуют в России 2024-2025 году. Планируется создать федеральный центр, который будет заниматься вопросами научного, аналитического, информационно-ресурсного и экспертного сопровождения молодежной политики. В том числе, будет разработана программу подготовки кадров для работы с молодежью.
Комплексная работа
Как считает депутат Госдумы РФ от Ленобласти Светлана Журова, вопрос профилактических работ с молодежью, в свете последних дней, стал особенно актуален:
«У людей, когда они сталкиваются даже с обычными телефонными мошенниками и запугиванием с их стороны, возникает паника. То же самое, когда их пытаются вербовать. Они впадают в ступор. Многим в такие моменты даже психологическая помощь нужна. Для этих целей, как минимум, должна существовать горячая телефонная линия. Также необходимо информирование и ряд других профилактических мер для работы с молодежью. В этой области должны работать профессионалы, все должно отрабатываться четко по инструкциям. Должно быть понимание, на какие сигналы какая реакция поступает. Создание всех этих инструментов требует финансирования. Но, на мой взгляд, просто выиграть президентский грант на такое – неправильно. Ведь, если какая-то общественная организация возьмет на себя эти обязательства – откуда у нее связи с МВД или следственным комитетом? Есть ли у нее полномочия на это?».
При этом, эксперт полагает, даже любые намеки на теракты должны выявляться моментально:
«Попытки кого-то куда-то завлечь должны выявляться оперативно. Отрабатывать нужно все: от шутки до более серьезных проблем. Хулиганство не должно оставаться безнаказанным. Шутки закончились. Это мы видим».
Работа на опережение
О том, что государству необходимы инструменты по предотвращению втягивания молодежи в экстремизм, сказала и председатель комитета по молодежной политике Ленинградской области Марина Григорьева:
«Мы видим, что зарубежные службы начали активную работу по взаимодействию на умы детей. Это затрагивает ребят в возрасте от 10 лет. Они своеобразная мягкая сила. Потому на них и направлена такая волна информации. Это часть гибридной войны. И, конечно, у государства должны быть меры, чтобы предотвращать это, и работать на опережение».
По ее словам, необходима комплексная работа с подрастающим поколением:
«Важно развивать у молодежи и подростков критическое мышление. Нужно объяснять им, каким образом на них воздействуют и влияют со стороны. И делать это нужно не единоразово, а системно. Педагоги также должны понимать, как сегодня работает информационное влияние. Проводить беседы нужно и с теми, кто работает с родителями детей – разъяснять им. Но все это не должно существовать только в теоретической плоскости. В конечном итоге, дети должны сами начать менять свое информационное поле».
Влияние информации сегодня сложно переоценить. Это особенно важно, когда мы говорим о детях и подростках. Повлиять на них очень просто. И все чаще родители и законодатели задумываются о том, как минимизировать эти риски. Так что новые решения по защите детей от ненужной и вредной информации мы еще, определенно, увидим.
Фото: Валентин Илюшин/Online47