С каждым годом школьная программа становится только сложнее. Появляются новые предметы, растет число домашних заданий. Это становится проблемой не только для детей, которые пытаются все успеть. Но и для родителей, которые стараются им помочь. Обсуждение домашней работы детей в чатах по вечерам – уже норма для многих. Нагрузки не удается избежать и учителям. На них ложится и проверка домашних работ, и большое число отсчетов. В итоге, вопрос нагрузки на детей поднимался в обществе так часто, что им заинтересовался даже президент. На днях Владимир Путин поручил правительству усовершенствовать школьную программу. В частности, предлагается сократить домашние задания и число контрольных у школьников. Также президент предложил усилить связь между школьными предметами и синхронизировать вопросы ГИА с образовательными программами. Отчитаться о формировании «гармоничной, сбалансированной и результативной» нагрузки на школьников правительство должно будет до 1 декабря.
Изменения программы требуют анализа
Как считает Российский общественный деятель, исполнительный директор Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» Лариса Санатовская, подходить к вопросу изменения школьной программы нужно аккуратно и тщательно:
«Все зависит не только от школы и общеобразовательной программы, но и от самого учителя. Если педагог максимально реализует свои академические часы в классе для того, чтобы дать детям знания, то и домашними заданиями он нагружает не так сильно. А это уже разгрузка и для детей, и для их родителей. Изымать что-то из программы нужно системно, и подходить к этому вопросу с серьезной аналитикой. Вопросы изменения программы деликатные: рубить с плеча нельзя. Нужно подходить взвешенно, и я бы даже сказала, адресно. Исходить из профиля школы, уровня подготовки учащихся, преподавательского состава».
Вместе с тем эксперт отмечает, что важно обсуждать изменения с родительским сообществом. Поскольку, это повлияет и на них. Для родителей, как пояснила Лариса Санатовская, сегодня особенно важно, чтобы ребенок, получая знания, сохранял здоровье: не перегружался, имел физическую активность.
Без «домашки» можно обойтись
Ректор Ленинградского областного института развития образования Ольга Ковальчук уверена, что современная система образования вполне может обойтись и без домашних заданий:
«Школьники с большим трудом справляются с учебной программой. И домашние задания не приносят добра ни детям, ни родителям. По сути, мы можем и должны работать без домашней работы. Перегрузка школьной программы есть – мы это видим. И задача сегодняшней педагогики – сделать так, чтобы максимально разгрузить детей, оставив им только суть. То есть дать направление, подготовку каких-то принципиально важных аспектов. Но с остальным ребенок может разобраться самостоятельно. Учитель и школьная программа должны быть навигатором. Чтобы ребенок сам понимал, куда ему идти, если он хочет быть инженером или физиком. Чтобы с ним больше занимались через кружки, факультативы. Сделать это вполне реально».
Вместе с тем, как говорит эксперт, важно уделить внимание и педагогическому составу:
«То, что учитель дает в качестве домашнего задания материал, который сам не успел сделать во время урока, – это проблема, и возможно, его неуверенность в собственном предмете. Педагогический состав сегодня неоднородный, даже местами сложный. Зачастую в школах преподают люди старшего возраста. Многие страдают от выгорания, от большой психологической нагрузки. Поэтому на учителей стоит обратить внимание тоже. Но пока работать не с кем: очень мало приходит в школу учителей. Нужны условия для привлечения новых работников в преподавательскую среду».
Что говорят родители
Как рассказала мама двоих детей Ирина Ковалева, дети зачастую просто не в состоянии сами разобраться с материалом, который им задают на дом:
«Вспоминаю всегда анекдот: «Уроки сделаны – ребенок оглох, мама охрипла». То, что сейчас задают детям в школе – ужас! Неудивительно, что дети ничего не понимают. Вот и приходится родителям сначала самим делать, а уж потом ребенку постараться объяснить».
Вместе с тем, и сами школы не дают родителям отстраняться от выполнения домашних работ с ребенком. Ответственными за выполненное или невыполненное задание часто становятся именно родители.
«Большая проблема в том, что посыл от учителей и администрации учебного заведения, транслируемый на каждом собрании и в личных беседах, – родители отвечают за успеваемость в учебе и освоенность материала своих детей перед школой. Если это внушается родителям с момента поступления их чад в первый класс, как иначе они могут думать? Родители искренне считают, что каждый недочет ребенка – это публичный провал всей семьи. Вот в чем на самом-то деле проблема!», – уверена Ирина Тимченко.
С тем, что нагрузка на российских школьников очень большая согласны и преподаватели, и родители, и сами дети. Изменение подхода к образованию неизменно улучшит жизнь каждого, кто задействован в этой цепи бесконечных уроков, контрольных и домашних работ. Как именно будут выглядеть эти изменения – покажет время. Но неоспоримым остается тот факт, что пересмотреть нагрузку на школьников однозначно пора.
Фото: Валентин Илюшин/Online47