Когда бизнесу становится тесно: что нужно знать самозанятому перед открытием ИП

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Вопрос актуален для всех, чей годовой доход приблизился к максимальной для этого статуса сумме в 2,4 млн рублей

В Ленинградской области к настоящему моменту насчитывается свыше 106 тысяч самозанятых граждан, хотя еще четыре года назад показатель был ниже в пять раз. Популярность статуса объясняется желанием людей работать легально, вести бизнес, не задумываясь о подготовке и сдаче отчетности. Он позволяет вести деятельность в рамках специального налогового режима, но при определенных условиях. Одним из них можно считать годовой лимит на доход в 2,4 млн рублей, который все чаще просят увеличить. Online47 попробовал разобраться, какие условия для самозанятых созданы в 47-м регионе и что делать, если бизнес перерос этот статус.

Хорошо устроились

По большому счету задуматься над сменой статуса заставляет то, что самозанятый не может нанимать работников и ограничен в доходах. В ином случае с переходом на следующую ступеньку можно повременить. Уже сегодня условия, созданные государством для самозанятых, вызывают зависть у более крупных игроков.

Как отметил в разговоре с Online47 исполнительный директор ЛОТПП Игорь Муравьев, рост числа самозанятых неслучайно превысил все предполагаемые цифры нацпроекта по всей стране. Те условия, в которых работают начинающие бизнесмены, заставляют нервничать представителей малого и микробизнеса, которые трудятся в тех же отраслях.

«Хотя формально они считаются физическими лицами, им все равно предоставляют достаточно широкий спектр различных преференций, льгот, помощи от Ленинградской области, в целях стимулирования деятельности, — заметил Игорь Муравьев. — В результате проявляется некоторое неравенство, если к индивидуальным предпринимателям у нас много различных запретительных требований, даже к тем, кто один работает, то к самозанятому в той же сфере никаких вопросов нет. В результате финансовая нагрузка на ИП более серьезная».

Помимо низкой ставки самозанятым предоставляют всевозможные меры поддержки. Такой подход объясняется стремлением государства вывести как можно больше людей из так называемой черной зоны, сократить число тех, кто укрывается от уплаты налогов. Государство позаботилось о том, чтобы процесс регистрации в качестве самозанятого был прост и интуитивно понятен.

«С точки зрения регистрации, сдачи отчетности, это касательно и самозанятых, и малого, среднего бизнеса, все достаточно хорошо отработано. Наш профильный комитет не видит каких-либо серьезных пробелов в этой сфере: удобно, комфортно, как регистрируйтесь и платите эти небольшие налоги», — уточнил Игорь Муравьев.

Иначе бы, добавил он, если процесс был непростым, гражданам приходилось бегать по различным инстанциям, едва ли был заметен такой прирост самозанятых. Ведь предприниматели люди креативные, ценят свое время и трудозатраты, наверняка нашли бы другой путь.

«Понятно, что задача стоит вывести граждан из «черной зоны», но вторым этапом будет стоять задача вывести их уже из серой зоны в белую. Все-таки самозанятые не платят никаких налогов, которые их обеспечат в дальнейшем пенсионными, страховыми выплатами. Так что так или иначе структура самозанятости и требования к ним будет со временем перетерпливать определенную формацию, оставаясь привлекательной и удобной, но выполняло функции с точки зрения госстратегии», — считает Игорь Муравьев.

Запросы растут

Несмотря на все плюсы статуса самозанятого, многим становится трудно работать с установленным годовым лимитом на доход в 2,4 млн рублей. Увеличивать его в ближайшее время не собираются, поэтому при желании расширить свое дело, нужно думать об открытии ИП или ООО.

«Хоть по ряду схожих отраслей самозанятый имеет гораздо большее преференции, ИП или ООО дает больше возможностей и стабильность на будущее. К тому же переход на ИП или ООО имеет смысл, если дело приносит белый приличный доход и начинает выходить за те критерии, по которым предприниматель относится к самозанятым, — подчеркнул Игорь Муравьев. — Но этот шаг должен быть обдуман. Нередко к нам поступают жалобы от ИП, когда сотрудники какой-нибудь маленькой парикмахерской уходят из компании и начинают работать уже в статусе самозанятого».

Чтобы минимизировать риски, первым делом необходимо убедиться в устойчивости своего бизнеса, понять, насколько стабильный доход он приносит, обладает ли товар или услуга высокими конкурентными свойствами, пользуется ли популярностью.

При наличии уверенности в своем деле нужно определиться, ИП открывать или ООО. Достаточно ответить на два вопроса, потребуются ли в дальнейшем работники, планируется ли заключать трудовые договоры и сдавать отчетность в инспекцию ФНС или Соцфонд. В том случае, если хоть один ответ положительный, лучше сделать выбор в пользу ООО. Также важно иметь в виду, что по долгам за бизнес ИП отвечает всем имуществом, в то время как ООО лишь уставным капиталом.

Кроме того, перед открытием организации необходимо определиться с ее юридическим адресом и размером уставного капитала. Если помещение будет съемным, нужно получить гарантийное письмо от арендодателя, а иначе — документы о праве собственности. При открытии бизнеса совместно с партнером нужно будет определиться с долями. Также потребуется выбрать ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Последний пункт — система налогообложения. УСН 6% подойдет тем ООО, которые лишь оказывают услуги, а УСН 15% стоит рассмотреть при наличии значительных расходов с подтверждающими документами.

«Дальше есть лишь единственный путь — продолжать развивать свой бизнес, переходить на следующие ступеньки. Такая же дилемма стоит ипри переходе от малого к среднему, от среднего в крупный. Всегда одна и та же ступенька, которая имеет свои плюсы и минусы. И подходить к ней бизнесу всегда нужно с умом, смотреть, что от этого получит, что потеряет. Если ты хочешь развиваться, то нужно понимать, с развитием растут и объемы отчетности, налоговые отчисления, но при этом и ты растешь как предприниматель», — резюмировал Игорь Муравьев.

Фото: Валентин Илюшин/Online47