Удалите мой номер: как раз и навсегда избавиться от спам-звонков

Фото: Unsplash

В апреле в России увеличили штрафы для организаций и абонентов, которые докучают гражданам рекламными предложениями по телефону

На портале правовой информации появился указ президента России Владимира Путина об ужесточении административной ответственности за спам-звонки и рекламу кредитов без указания полной стоимости последних. Авторы законопроекта уверены, что за счет него удастся снизить количество таких нарушений. Online47 решил узнать, кому конкретно стоит опасаться нововведения и как заставить назойливого собеседника пожалеть о своей навязчивости.

Кто попадает под действие закона

Большинству россиян знакома ситуация, когда в течение месяца от одной и той же организации может приходить несколько однотипных звонков с предложением каких-то услуг или товаров. Некоторым упорно предлагают зайти в стоматологию рядом с домом, других страховая компания заманивает поучаствовать в конкурсе и выиграть машину.

Компании эти не понимают отказа, а звонки зачастую совершают с разных номеров. Пользуются этим способом как индивидуальные предприниматели вплоть до продажи носков, так и микрофинансовые и кредитные организации, то и дело пытающиеся навязать кредит.

Не исключено, впрочем, что звонки, которые доставляют неудобства, ранее были одобрены самим возмущенным адресатом. Об этом в разговоре с Online47 рассказал доктор юридических наук, заслуженный юрист России Иван Соловьев. По его словам, порой согласие на эту рассылку граждане дают, когда ставят галочку возле предложения об одномоментной скидке, а иногда попросту не читает условия какого-то контракта, где такие звонки — один из пунктов.

«Если человек принципиален и хочет бороться с этими спамерами, то нужно очень внимательно относиться к тем согласиям, которые вы даете на распространение той или иной рекламы. Так что прежде чем пытаться наказать надоедливых собеседников, нужно попробовать убедиться в том, что это действительно спам, а не часть какого-то соглашения, о котором вы просто забыли или не догадываетесь», — заметил Иван Соловьев.

Как отозвать согласие

В соглашении должно быть четко прописано условие о предоставлении различных рекламных предложений. Если согласие было дано на получение справочной информации, например, прогноза погоды или обмена курса валют, на рекламу оно не распространяется.

Если же согласие на получение рекламы все-таки было выдано, то не следует спешить обращаться в надзорные органы. Для начала стоит попробовать попросту отказаться от рассылки и звонков. Так, в случае с банками, можно найти соответствующий раздел на их официальном сайте или в приложении. В отсутствии такового нужно обратиться в службу поддержки.

«Можно запросить в банке договор, который вы ранее подписывали, они его обязаны выдать. Нужно внимательно проверить его содержание, почти наверняка в нем будет значиться ваше согласие на рассылку различных рекламных уведомлений от банка. Тогда можно эту тему поднять, отдельно проговорить отказ от этой услуги. Тем, кто действительно страдает от навязчивой рекламы именно банковских услуг, пожалуй, очень полезное действие», — добавил Иван Соловьев.

К слову, конкретно для банков теперь появилось и еще одно требование, при рекламе кредитов они должны указывать полную его стоимость, то есть всю сумму с учетом процентов.

Какое наказание грозит нарушителю

Штрафы за спам-звонки и рекламу существовали и до апреля текущего года, но теперь санкции значительно ужесточают. В результате назойливым собеседникам, если это юридические лица, придется заплатить до миллиона рублей, должностным лицам — до 100 тысяч рублей, а физлицам грозит штраф до 20 тысяч рублей.

Что же касается рекламы кредитов, то нарушения в этом деле обойдутся юрлицам в сумму до 1,6 млн рублей, тогда как ранее верхний порог достигал 800 тысяч рублей.

Как считают в комитете Государственной Думы РФ по малому и среднему предпринимательству, такой подход обеспечит гражданам защиту их личного пространства.

Pxhere.com

Куда обращаться и как доказать

В первую очередь необходимо иметь четкое представление о том, что такое спам. Как уточнил собеседник Online47, речь идет конкретно об электронном сообщении, которое получает абонент без предварительного согласия. При этом сообщение направлено неопределенному кругу лиц.

«Как я уже говорил, нужно иметь в виду, что зачастую люди просто не обращают внимания, когда собственноручно подписывают согласие на рассылку им рекламы. Тогда наложить на организацию штраф не удастся. Ведь организация сможет доказать, что звонок не был спам-рекламой. Не исключено даже, что появятся какие-то лазейки, с помощью которых компании будут уходить от штрафов, — отметил Иван Соловьев. — Поэтому нужно с особой внимательностью отнестись к сбору доказательной базы, что действительно был совершен спам-звонок. Человек, который собирается обращаться в Федеральную антимонопольную службу, должен сделать скриншот СМС или сделать запись разговора, приложив их потом к жалобе».

При этом доказательства того, что клиент ранее давал или не давал согласие на рассылку рекламы, будут требовать лишь от тех, кому грозит штраф. Если же никаких документов, которые бы оспорили позицию абонента, предоставлено не будет, компанию оштрафуют.

Подать обращение насчет назойливых спам-звонков можно напрямую в Федеральную антимонопольную службу, а также с помощью формы обратной связи, которая есть на официальных сайтах сотовых операторов и ФАС.

К настоящему моменту эффективность данного метода доказана. По данным ФАС, нарушения в рекламе по сетям электросвязи составили в совокупности около 50% от всего объема выявленных нарушений закона о рекламе по итогам 2023 года.

Подводя итог, можно резюмировать, что полностью избавиться от назойливых обзвонов за счет повышения штрафов едва ли удастся, ведь часть звонков совершается, например, из-за рубежа или мошенниками. Тем не менее юристы считают эту меру эффективной, она, как минимум, сократит долю спам-звонков с неактуальными кредитными предложениями. Предприниматели между тем дважды подумают, прежде чем идти на такой риск, ведь в результате куда дешевле может оказаться переход на другие виды рекламирования услуг и товаров.

«Раз тебя поймают, два, три, а потом ты поймешь, что это не совсем рекламные расходы, — заключил Иван Соловьев. — Билбордов лучше в центре Москвы поставить и на них свою рекламу продвигать».

Фото: Unsplash