Школа «строгого режима»: в России предложили создать спецучреждения для трудных подростков

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Online47 поговорил с экспертами, поможет ли детям такое перевоспитание и как работать с проблемными школьниками

Заслуженный учитель России Александр Снегуров предложил создать в России трудовые школы для трудных подростков. Педагог уверен, что дети, откровенно нарушающие дисциплину в классах, должны обучаться отдельно от спокойных и мотивированных на учебу детей. По его словам, только привлекая проблемных школьников к труду, можно повлиять на их поведение. О том, нужны ли сегодня в стране подобные образовательные учреждения и какие еще методы работы с трудными подростками могут помочь, Online47 спросил у экспертов и психологов.

Внимание на поведении

О поведении детей в школах в последнее время говорят много. Все чаще школы сталкиваются с тем, что влиять на дисциплину в классе бывает сложно. Зачастую учителя не имеют рычагов воздействия ни на сложных подростков, ни на их родителей, из-за чего может страдать успеваемость всего класса.

Этим вопросом озаботился и президент Владимир Путин. На днях он выступил с предложением вернуть в школу оценки за поведение:

«Безусловно, это нужно обсудить. Но если оценка за поведение будет возвращена, то нужно, чтобы она на что-то влияла. Она должна быть равноценной с другими оценками», – подчеркнул президент.

Свое решение вопроса предложил и заслуженный учитель России Александр Снегуров, предложив обучать сложных в поведении детей отдельно от тех, кто мотивирован и заинтересован в учебном процессе:

«Они будут находиться в другом классе, даже другой школе. Будут трудиться основную часть времени. В такой трудовой школе они будут познавать и учиться что-то создавать».

Без родителей не получится

Однако, перевоспитать такого ребенка без участия родителей невозможно, напомнила в беседе с Online47 Лариса Санатовская, исполнительный директор Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей»:

«К сожалению, такие дети – всегда результат нерадивых родителей, которые не уделяют должного внимания. Поэтому, прежде всего, работу начинать нужно именно с них. Им необходимы советы и подсказки, как себя вести с ребенком, на что обращать внимание. Как и самих детей, их также нужно поддерживать. Говоря же про трудовые школы, думаю, коллега имел, прежде всего, сам факт положительного влияния труда на детей и подростков. Нельзя не согласиться что труд лечит, развивает и образовывает. В процессе какой-либо работы ребенок начинает осознавать специфику того или иного труда, профессии. С другой стороны, подобные инициативы должны быть решением очень взвешенным. Если и создавать такие учебные учреждения, то важно, чтобы они не стали трудными для восприятия у самих детей. Чтобы ребята хорошо понимали, почему они там, и не относились к этому как к наказанию и изоляции».

Как отметила эксперт, большой вклад в этом ключе могут делать волонтерские молодежные движения:

«Волонтерство, помощь другим – это тоже труд. Такая подростковая нагрузка также несет в себе воспитательный процесс. Здесь проявляется детская заинтересованность, таланты, групповое взаимодействие. Поэтому внеурочная деятельность не менее важна. Но, все-таки, большую часть времени ребенок проводит именно в школе и внутри семьи. Поэтому важен комплексный подход: и внеурочная работа, и просветительская работа с родителями, и целый ряд нормативно-правовых актов, которые так или иначе регулируют всю эту среду. Главная задача – раскрыть потенциал ребенка, дать ему почувствовать себя нужным».

Виноваты не мы

Вместе с тем, донести до семей проблему бывает сложно. Как рассказывают родители школьников на разных форумах, многие попросту не готовы мириться с мыслью, что их ребенок ведет себя неподобающе. Иногда на конфликт со школьным руководством готовы идти даже из-за цвета волос:

«В прошлом году пришлось уйти мальчику, который не хотел привести прическу в надлежащий вид. У школы есть устав и все должны его соблюдать. Конечно, родители не согласились и пошли везде жаловаться. Дошли до прокуратуры. Но уйти им все-таки пришлось», – рассказывает Любовь.

Кто-то уверен, что сложное поведение ребенка должны корректировать учителя.

«Сейчас учителя не такие как в советских школах. Раньше были не просто учителя, а своего рода психологи, воспитатели. Ребенок и в школе, и дома должен воспитываться, а нынешние преподаватели сразу в панику впадают чуть что идет не так. У них дети всегда виноваты. Их сейчас не учат находить общий язык с ребятами», – уверен Александр.

«Нам постоянно угрожают отчислением из школы. Сын не ангел, не спорю. Но когда ребенок в школе, за него отвечают учителя, так как он полдня проводит вне дома»,– полагает Юлия.

Деликатный подход

Вместе с тем, вариантом работы с такими сложными учениками может быть создание отдельных классов внутри обычных школ, рассказал психолог, кандидат медицинских наук Евгений Фомин. По его словам, появление специализированных школ – это более сложный процесс. А вот появление отдельных классов внутри общеобразовательных учреждений – более реальная, но не менее эффективная, практика:

«На обстановку в классе своим поведением может влиять даже один ученик. Если он достаточно харизматичный, умеет убеждать, манипулировать, вести за собой людей, то какая-то часть и правда за ним пойдет. Из-за этого влияния атмосфера в коллективе может ухудшаться, успеваемость снижаться, а хулиганов появляться все больше. Таких детей, действительно, можно объединять для совместной работы и воспитания. Трудотерапия существует, и к ней люди прибегают уже на протяжении последних 100 лет. При этом, не обязательно это должны быть специализированные учреждения. Может быть и класс внутри обычной школы. Там этим детям потребуется больше внимания. И речь даже не про строгость, а про то, чтобы уделять им больше времени, внимательнее относиться к их эмоциональному состоянию, интересоваться их чувствами и мыслями. Конечно, без работы психолога такой класс перевоспитать не получится».

Как объяснил психолог, поводом к деструктивному поведению могут стать семейные обстоятельства или подростковые сложности, о которых ребенку не с кем поговорить. Именно поэтому наказания и строгость вряд ли принесут плоды. Выстраивать дисциплину можно будет только после индивидуальной работы с каждым:

«Необходим персонализированный подход к этим ученикам, – пояснил Евгений Фомин. – Нужно спрашивать, что они чувствуют, что для них означают определенные ситуации. Под таким пристальным надзором дети должны почувствовать себя нужными. Кого-то пугает, что в подобных классах ребята могут объединяться в банды, группировки. Но они это сделают и за пределами школы, если в этом есть потребность. Именно подход с точки зрения психологии и бережного отношения к их личностям повлияет на общую дисциплину. Внимательность преподавательского состава, психологическая помощь специалистов помогут раскрыть темные уголки их сознания и дать им мотивацию к учебе и перспективному будущему».

Дарья Нестерова

Фото: Валентин Илюшин/Online47