Второе дыхание у судостроения: что даст Ленобласти рост производства катеров

Фото: Пресс-служба военно-промышленного холдинга KMZ

Online47 узнал, какие сферы бизнеса и науки вовлекут в процесс, и какие перспективы это откроет региону

Судостроение всегда было одним из ключевых производств для Ленинградской области и Петербурга. Сейчас у отрасли появились новые возможности по наращиванию производства маломерных судов. Более 150 катеров планирует выпустить военно-промышленный холдинг KMZ (Кингисеппский машиностроительный завод) для МЧС, Росгвардии и ФСБ в 2024 году. Это значительно превышает число судов, которое предприятие выпустило в прошлом году – 56 штук. Задействованы в процессе будут сразу несколько производственных площадок: две в Ленобласти – в поселках Зимитицы и Назия, еще три в Петербурге – Петергоф, Коломяжское, Княжево. Привлечь к производству планируют 200 новых специалистов.

Благодаря тому, что за год завод разработал собственные движители, запустил опытное производство, ему удается оставаться в числе лидеров по маломерному судостроению в СЗФО. Сейчас KMZ производит два вида движителей: под дизельные и бензиновые двигатели. Их применяют на глиссирующих катерах «Афалина» и «Касатка-2М», а также на легких маленьких катерах размеров 5-5,5 метров. Производством этих моделей холдинг будет заниматься и в 2024 году.

Работа на годы вперед

Как рассказал директор ТПП Ленинградской области Игорь Муравьев, судостроение всегда было фишкой Ленобласти и Санкт-Петербурга. Эти агломерации исторически имели судостроительный кластер:

«Важным моментом, который сдерживал последнее время отрасль судостроения, была наша ориентация на зарубежных поставщиков. В том числе, из недружественных стран. Но сейчас весь судостроительный кластер получил второе дыхание. В Ленобласти есть и конструкторские сосредоточения, и конструкторские бюро, проектные оптимизации, судоверфи. Причем регион производит от маломерных судов до атомных ледоколов. Но создание даже маломерного судна – это работа не одного машиностроительного завода. В производстве задействованы предприятия малого и среднего бизнеса. Одни поставляют двигатели, другие – электронику. Возрождение отечественного гражданского строения началось не так давно. Но в планах, и у Минпромторга в том числе, строительство большого количества судов на верфях и производствах Ленобласти и Петербурга. Развитие такого сектора можно только приветствовать, потому что в эту цепочку включаются и учебные заведения, и конструкторские бюро, и, в конечном итоге, предприятия».

Эксперт считает, что сейчас производства Ленобласти получат работу и развитие на много лет вперед:

«Кингисеппский машиностроительный завод – одно из звеньев достаточно существенной программы отечественного гражданского и военного судостроения. И говоря о наращивании его производства, мы также имеем ввиду высокотехнологичные, современные конструкции, которыми он располагает. Да, каких-то отечественных компонентов у нас еще нет. Но большую часть мы стараемся производить внутри страны. Такое развитие дает работу для наших производств на много лет вперед, что не может не радовать».

Стабильный спрос

Ведущий эксперт Центра политических технологий, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников пояснил, что последние годы по всей стране делали большой упор на судостроение:

«Есть продвижение на соответствующих судостроительных верфях в Приморье. Естественно, что и Северо-Запад, с подобными мощностями, получил толчок к развитию. Об экономике много говорят ее возможности производить сложные финальные продукты в сферах авиастроения, судостроения, автомобилестроения, реакторного строения для АЭС. И если мы производим собственную высокотехнологическую продуктовую линейку судостроения, это свидетельствует о том, что у нас идет перестройка структурной экономики. В таких сложных процессах появляются и высокие технологии, и огромное количество поставщиков, в том числе российских. И если областное предприятие намечает такой прорыв, это значит, что, по крайнее мере, по этому классу судов, проблема с импортозамещением во многом уже решена».

При этом, Никита Масленников подчеркивает, что спрос на маломерные суда сохранится и в будущем:

«Спрос будет стабильный. Как минимум, суда потребуются на новых российских территориях. Кроме того, сейчас реализуется масса госпрограмм по развитию речного судоходства. Фактически отрасль стоит перед задачей обновить весь парк речного судоходства. Это может дать толчок очень многим».

Дарья Нестерова

Фото: Пресс-служба военно-промышленного холдинга KMZ

Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid:LjN8KKSYZ
Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid:LjN8KCiuw