Российским школьникам могут увеличить время каждого урока с 45 минут до часа и даже дольше. Соответствующую инициативу озвучила президент РАО, бывший министр просвещения РФ Ольга Васильева, пишет ТАСС. По ее словам, решение позволит уменьшить нагрузку на учащихся вне образовательных учреждений, ведь за 45 минут учителя попросту не успевают справиться со всеми своими задачами и дать необходимые знания ученикам. Online47 изучил предложение и узнал мнение о нем у экспертов и родителей.
Изменения назрели
На сегодняшний день объемы работ, которые школьникам задают на дом, порой вызывают возмущение и у родителей учащихся. Им то и дело приходится помогать детям. Вопрос этот стоит действительно остро, ведь даже президент России Владимир Путин упомянул об этом в ходе оглашения послания Федеральному собранию.
Глава государства поручил добиться сокращения объемов домашних заданий и, вероятно, отсюда же может вытекать предложение об увеличении продолжительности уроков. Как уточнила автор инициативы, школьники действительно испытывают перегрузку из-за «домашки», но это напрямую связано с продолжительностью уроков. Ведь, как полагает Ольга Васильева, учителя попросту не успевают как следует объяснить детям новый материал.
В разговоре с Online47 ректор Института развития образования в 47-м регионе Ольга Ковальчук подтвердила необходимость перемен, но выступила резко против увеличения продолжительности занятий.
«Задача на самом деле заключается в другом, ведь можно увеличить время уроков до бесконечности, но силы ребенка не безграничны, все-таки есть санитарно-гигиенические требования, нужно обязательно делать перерывы и менять тип ведения урока. Так что 45 минут — оптимальное время, его рассчитали и педагоги, дидактикой занимающиеся, и те, кто занимаются санитарной школьной гигиеной, — подчеркнула Ольга Ковальчук. — Нет никакой необходимости в занятиях дольше 45 минут, нужно менять методику работы учителя. Как говорил Константин Ушинский: «Умение учителя занять в свой урок всех учеников есть критерий учительского достоинства». Если будут для этого созданы условия, методы, формы обучения, то ребенку не придется тратить время на бесполезное переписывание упражнений дома».
Эксперт резюмировала, что при изменении подходов к проведению уроков, для усвоения школьной программы ребенку будет достаточно и 40 минут. Между тем заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, директор Центра образования № 109 Евгений Ямбург и вовсе счел нелогичным связывать объемы домашней работы с продолжительностью уроков.
«Уроки всегда были и будут идти по 45 минут. Домашнее задание здесь вообще не при чем по той простой причине, что образовательный процесс зависит от квалификации учителя. Если с учащимися ведется глубокая и серьезная работа, то нет нужды загружать их домашней работой. В ином случае можно рассуждать о плохой квалификации учителя, с ним и нужно работать, — заявил Евгений Ямбург. — Но отменять домашнюю работу, конечно, нельзя, учащиеся должны тренировать свои знания. Как профессионал, попросту не понимаю, причем тут продолжительность урока, предложение считаю странным».
Негативно на предложение экс-министра просвещения отреагировала и жительница Ленинградской области София Давыдова, которая водит своего ребенка в школу. Женщина обратила внимание на клиповое мышление современных детей и их скромную способность к усидчивости.
«К предложению отношусь отрицательно, так как и нынешних 45 минут более чем достаточно. Не у всех детей и сейчас сил хватает, чтобы концентрировать свое внимание на усвоении учебного материала. Некоторые уже к концу урока себе места не находят, а ведь гиперактивных детей сейчас очень много, — уточнила жительница 47-го региона. — Для них более продолжительные уроки — это серьезное испытание. Так что, на мой взгляд, увеличение времени урока — контрпродуктивно. К разгрузке детей не приведет точно, а напротив, увеличит перегрузку, в первую очередь психологическую. И, конечно, «расхлебывать» это придется дома родителям».
Есть и другие варианты
Несмотря на то, что предложение продлить школьные уроки, имеет серьезные недостатки, реализовать задачу президента вполне реально. Но для этого нет простого решения, требуется масштабная и кропотливая работа, чтобы найти какие-то новые подходы. И, как считает Ольга Ковальчук, касаться это может и школьных перемен.
«Нужно включать ребенка в разные виды деятельности, а не сидеть весь урок и слушать. Более того, ведь сейчас нет тех активных перемен, когда дети раньше бегали, двигались. Хотя изначально они именно для этого и были придуманы, чтобы поменять вид деятельности. Дети сегодня просто сидят, не важно, идет урок или нет, погружены в телефоны, — заметила депутат Заксобрания Ленобласти. — Раньше мы нередко показывали разные зарубежные школы, их опыт. И, например, в финской школе, где даже звонков нет, дети сидят в классах без обуви, а как перемена, так обуваются и выскакивают на улицу в любую погоду».
В свою очередь мама школьника София Давыдова напомнила о таком явлении, как группы продленного дня. Которую тоже можно немного проработать, чтобы каждый родитель имел возможность забрать ребенка из школы уже после того, как учащийся закончил занятия, отдохнул, сделал домашнее задание.
«Есть такое прекрасное изобретение человечества как продленка, на которой ученики выполняют домашние задания. У кого есть в ней необходимость — те посещают, кому не нужно — не посещают. Если будет увеличено время уроков, то это будет сделано для всех, выбора уже ни у кого не будет, это серьезный минус».
В целом, предложение по увеличению продолжительности уроков, можно считать неким прощупыванием почвы. Комментарии родителей и опытных педагогов дают понять, едва ли вариант сочтут оптимальным. Впрочем, сам факт все более частого появления такого рода инициатив в публичной плоскости, указывает на то, что ответственные за сферу образования в нашей стране лица ведут активную работу по выполнению поручения главы государства. При этом власти не готовы принимать «легкие решения», а хотят найти безупречный подход.
Фото: Валентин Илюшин/Online47