Профессиональное выгорание, хронический стресс и эмоциональное истощение. К каким только ужасам не приводит людей ненормированный рабочий день, график, который толком никак не регламентируется. Но, несмотря на это, россияне продолжают упрямо занимать должности, соглашаясь со столь непростыми условиями труда. Между тем группа депутатов Госдумы РФ, как пишет «Парламентская газета», предложила смягчить этот режим работы. Online47 попробовал разобраться, нужна ли такая инициатива, а также какие плюсы и минусы есть у ненормированного рабочего дня.
Разве это нормально?
Ненормированный рабочий график — это работа, которая, грубо говоря, не всегда укладывается в привычные многим «с 08:00 до 18:00», как и в любые другие временные рамки. Зачастую человек соглашается трудиться и в положенные восемь часов, а также до, и после них, если это потребуется.
Например, задачи могут поступить до начала работы, а могут и в выходной день. Об этом прямым текстом говорится в статье 101 ТК РФ: «по распоряжению руководства, [работники] эпизодами могут привлекаться к исполнению своих служебных обязанностей вне установленного на предприятии графика». Кроме того, если вдруг часть работы не удалось выполнить в течение дня, не факт, что ее позволят перенести на следующий.
В действительности плюсов для сотрудника не так уж много, но они есть. Например, работник может рассчитывать в качестве поощрения на дополнительные три дня отпуска (минимум) или их денежный эквивалент. И хоть сверхурочных как таковых график не предусматривает, позволяет работнику требовать повышенный тариф оплаты труда, либо, наоборот, снижать свою эффективность в связи с отсутствием дополнительной мотивации.
Дело в том, что график не позволяет толком контролировать деятельность сотрудника, в чем, пожалуй, его главный минус для работодателя. В остальном же для начальства он очень удобен, настолько, что случаются перегибы, когда ненормированный день перестает быть эпизодическим, а становится постоянным графиком. Именно с этими перегибами и предлагают бороться депутаты Госдумы.
Инициатива имеет место
В разговоре с Online47 член комитета ГД РФ по труду, соцполитике и делам ветеранов Светлана Бессараб прокомментировала предложение своих коллег. По мнению парламентария, дискуссия на эту тему идет очень давно, поэтому на сегодня сформированы четкие аргументы в пользу «за» и «против».
«На мой взгляд, такая инициатива нужна, потому что сегодня фактически режим рабочего времени с ненормированным графиком никоим образом не регламентирован. Если сверхурочные работы в соответствии с трудовым кодексом ограничены 120 часами в год, то здесь такого ограничения нет, — отметила Светлана Бессараб. — За счет этого работодатель может оставить сотрудника работать на достаточно длительный период, неограниченный ничем».
Что же касается доплаты к размеру зарплаты, которая призвана компенсировать ненормированный рабочий день, то, как правило, она достаточно скромная, считает парламентарий, и начисляется вне зависимости от того, сколько конкретно приходилась в течение месяца сотруднику трудиться вне рабочего графика.
«Весьма небольшая компенсация, если в сутках у работника постоянно больше десяти часов. Так что ограничение нужно, но не совсем понимаю, почему предлагают именно 120 часов, если по аналогии со сверхурочными, то это все-таки несколько иной режим работы. Так что можно еще подискутировать на эту тему, но то, что нововведение требуется, это факт. Что же касается компенсации в виде дополнительных дней отпуска, то работодатель обязан ее предоставлять, другое дело, что кто-то ограничивается тремя, другие же берут вплоть до 12 дней», — заключила Светлана Бессараб.
При этом следует помнить, что специфический график нельзя устанавливать для беременных женщин, несовершеннолетних, а также сотрудников, которые проходят обучение. Есть и ограничения для работников, в числе которых женщины с детьми до трех лет, отцы-одиночки и опекуны несовершеннолетних.
Человек выбирает сам
Помимо прочего, ненормированный рабочий день несет серьезную нагрузку на психику человека, о чем Online47 рассказал психолог, психотерапевт Евгений Фомин. Тем не менее поменять его кардинально едва ли удастся, так что в первую очередь дело в готовности человека соблюдать такие условия.
«Безусловно, нагрузка есть, психика человека страдает от стресса, может ухудшаться его физиологическое состояние, а сам он чаще болеть. Но мы вольны выбирать, где и как нам работать. Если вы считаете, что из-за такого графика у вас в семье отношения портятся, чувствуете себя хуже, то нужно что-то менять, — подчеркнул Евгений Фомин. — Есть много сфер труда, где подвести какие-то обязанности, должность под нормативную базу попросту невозможно. Те же юристы должны быть круглые сутки на связи, у кого-то командировки, когда само по себе передвижение уже считается переработкой. Есть работа, где люди в постоянном авральном режиме трудятся, но это не потому, что работа плохая, а просто бизнес подстраивается таким образом».
По мнению эксперта, нередко люди сами стремятся к такой работе, где нет четкого графика, зато больше возможностей для их личной реализации, карьерного роста. К тому же нужно учитывать, что все разные, и кому-то может быть некомфортно находиться в рамках упорядоченного графика работы, хочется постоянного хаоса.
«Им тоже это отчасти нравится, ведь есть ощущение, что нет временных границ, раз меня заставляют перерабатывать, то и разрешают позже приходить на работу, или там, иметь более свободный график. Люди выбирают работу под себя и под свои психологические особенности, — добавил Евгений Фомин. — Поэтому, мне кажется, давить на бизнес, в таком контексте не очень верно, он может пострадать, если будет неприбыльным, просто закроется, а люди останутся без работы».
В целом, инициатива депутатов вполне уместна и актуальна, но пока выглядит довольно популистской. Ведь ненормированный график далеко не во всех профессиях можно считать какой-то сверх нагрузкой. Поэтому законопроект, если и получит зеленый свет, то нуждается в масштабной и серьезной проработке с учетом мнений представителей различных сфер бизнеса.
Филатов Степан
Фото: Валентин Илюшин/Online47