Штрафы в размере 20-30 тысяч рублей могут ввести в России для пользователей электросамокатов за пьяную езду или отказ от медосветельствования. Соответствующий законопроект уже поддержал комитет Госдумы по госстроительству. Также в документе предлагается штрафовать за превышение скорости, езду одновременно нескольких человек и оставление места ДТП. Online47 обсудил актуальность и эффективность законопроекта с координатором проекта «Карта убитых дорог», экс-депутатом Госдумы Александром Васильевым и автоюристом Дмитрием Славновым.
Закон нужен, но
Как заметил Александр Васильев, самокаты сами по себе, хоть и вызывают некое неприятие у людей, далеко не первые по статистике ДТП. Больше всего жертв фиксируется в происшествиях с участием автомобилистов. Но, уточнил он, в пьяном виде на любом транспортном средстве ездить нельзя.
«Так что для пьяных водителей самокатов, конечно, должен быть предусмотрен штраф. Более того, его действие можно расширить, например, лишать таких самокатчиков прав на управление автомобилем. Подобные прецеденты уже имели место, — рассказал эксперт. — В любом случае, это не может быть только общественно-порицаемо, все должно быть идеально выстроено с точки зрения права, законов. Должна быть предусмотрена ответственность».
Но не все так однозначно, например, Дмитрий Славнов убежден, что введение штрафа для самокатчиков соразмерного тому, что грозит водителям автомобилей, чрезмерная мера. Ведь последствия ДТП с участием последних гораздо более масштабны. Что же касается самокатчиков, то нередко водители причиняют куда больше вреда самим себе.
«К тому же пользуется СИМами преимущественно молодежь, откуда у нее такие деньги? Будут требовать с родителей, но ведь за подростками не уследишь, — уточнил автоюрист. — Работа только «кнутом» до хорошего не доведет, сейчас только ужесточают все, а в Екатеринбурге и вовсе вводят частичный запрет. Но нужен и «пряник». Люди, которые хотят пользоваться СИМ, их на самом деле достаточно много».
Нет статистики
Как утверждает Александр Васильев, на текущий момент даже нельзя точно сказать, насколько сократится количество происшествий с самокатчиками, если из общего числа ДТП извлечь случаи с участием пьяных водителей.
«Нужна статистика, а она не ведется. Как и то, в каком состоянии самокатчики попадают в ДТП. Могу предположить, что не собирают ее по той простой причине, что самокаты не входят толком в поле зрения ГИБДД, штрафовать их некому, — заявил спикер. — Вряд ли сотрудники будут рады заниматься еще и СИМами, ходить по тротуарам и паркам».
Между тем не меньшее внимание общественность уделяет именно несовершеннолетним пользователям самокатов, а не пьяным взрослым водителям. Дмитрий Славнов уверен, что на деле речь идет не о подростках, а о водителях, не имеющих должного представления об участии в дорожном движении.
«Малолетний то ладно, он может уже накатался, приобрел опыт вождения, а вот самоуверенные новички действительно представляют опасность, — заметил Дмитрий Славнов. — В целом же электросамокаты вошли в 21-й год достаточно уверенно. И, если пользоваться ими с умом, то они не представляют какой-либо угрозы. Людям бывает гораздо удобней на них, например, от дома до метро доехать, чем на наземном общественном транспорте».
Нужны и другие подходы
Принятие новых законов в сфере регулирования дорожного движения самокатчиков, дело нужное, считает Александр Васильев, но другой вопрос, насколько они будут применимы в реальности.
«Вот с автомобилем сегодня дела обстоят просто: нарушил человек ПДД, отобрали у него права, за руль не сядет. И для водителей самокатов необходимо прописать четкие правила, определить, кто конкретно будет следить за их соблюдением и штрафовать водителей, — подчеркнул экс-депутат. — Ограничиваясь лишь принятием новых законов далеко не уедешь, это будет закон для закона, просто попытка успокоить недовольное общество».
Так что в первую очередь, по его мнению, не об ужесточении нужно думать. Если же на аспект правоприменения политики обратят больше внимания, то наверняка им удастся добиться успеха.
«Вот ГИБДД переименовали, может быть добавят им полномочия по страхованию самокатчиков, тогда закон приобретет реальную силу», — заключил Александр Васильев.
Между тем автоюрист указал на то, что и сегодня существует достаточно возможностей заставить водителей электросамокатчиков соблюдать правила движения. Во всяком случае, в крупных городах, где на каждой улице установлены камеры видеонаблюдения. Впрочем, подключить к этому вопросу можно и граждан.
«У каждого сейчас есть телефон, почему бы, скажем так, не расширить их функции. В столице есть и приложение «Помощник Москвы», который позволяет сообщать о нарушениях водителей. Прохожие увидели, что какие-то опасные маневры или как-то странно себя ведет самокатчик, сфотографировали, дату, время отправили, ему потом штраф придет, — заметил он. — Для выделяющихся случаев нарушения ПДД неплохо было бы, конечно, ввести какую-то категорию водительских прав для СИМ, которой райдеры боялись бы лишиться».
Учиться, учиться и еще раз учиться
По мнению автоюриста, начинающих пользователей СИМ необходимо инструктировать, объяснять им элементарные правила безопасности, а также юридические нормы. Например, что, если в кого-то врежутся, нанесут вред здоровья, то непременно понесут ответственность, а если пьяными решат поездить, лишатся прав на несколько сезонов.
«Можно все это продумать, люди будут лишены данной категории, дисквалифицированы от управления СИМом. И тогда у райдера появится некая ответственность. Сейчас же ее нет толком, — считает Дмитрий Славнов. — Показать заодно кадры, когда падают с самоката, разбивают голову, становятся инвалидами. Для себя человек уяснит, что СИМ действительно представляет собой источник повышенной опасности».
Тем временем экс-депутат, размышляя над возможной судьбой электросамокатов, напомнил про опыт Советского Союза, когда для управления велосипедом требовалось получить специальный номер и удостоверение велосипедиста.
«Для велосипедистов это была добровольная история, проводили занятия в школах, когда еще не было урока ОБЖ. Тогда дети, собственно, и сам я, учились правилам дорожного движения: катались во дворе в детском импровизированном городке на велосипедах и сдавали эти правила, потом выдавали нам какие-то бумажные права, — подчеркнул Александр Васильев. — Конечно, эти не позволяло выезжать на дорогу, все-таки мы дети были, тем не менее, в дальнейшем это влияет на ребенка как участника дорожного движения».
Как заметил спикер, человек все-таки чаще встречается с опасностью на дорогах, чем в связи с выбросом ядовитых газов или чрезвычайными ситуациями. Так что правила управления могли бы подробнее объяснять и в школах.
Автоюрист же убежден, что обучение должно носить обязательный характер и быть платным. Ведь, если человеку предложат пройти обучение в формате факультатива, урока, то он его попросту прогуляет.
«Вот когда они или их родители заплатят, тогда они отходят, отучатся, сдадут правильные экзамены. Только тогда будет толк, — заключил Дмитрий Славнов. — То есть должна быть та же самая автошкола, просто категория СИМ. Есть у нас машины и мотоциклы с 18-ти, есть мопеды с 16-ти, а самокаты могут быть для людей помоложе, например, от 10 лет. Тогда уже и ребята постарше как следует, подумают, выпить ли с друзьями, или лучше покататься на самокате».
Фото: pxhere.com