С каждым годом родители и дети все чаще жалуются на высокую нагрузку в школах. И стресс у школьников вызывают не только подготовка к ОГЭ или ЕГЭ, но и бесконечные проверочные, контрольные работы. Ими детей начинают загружать уже с начальных классов. Однако, с 1 сентября количество контрольных в отечественных школах сократится в четыре раза. Online47 поговорил с экспертами и родителями о том, что они думают о школьных нагрузках, и как нововведения помогут их снизить.
Половина нагрузки – от контрольных
О том, что количество контрольных резко сократится на прошлой неделе заявил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев. По его словам, помимо ВПР, – итоговых контрольных, которые проводятся по завершении обучения в классе, – контрольные должны будут занимать не более 10% учебного времени.
«Все остальное – это нарушение, за которое понесут наказание руководители образовательных учреждений, муниципалитеты, если они виноваты, министерства региональные. И мы все силы бросим в следующем году на то, чтобы за этой ситуацией следить. Сейчас контрольные работы в некоторых школах по некоторым предметам занимают от 35 до 40% учебного времени. Это, конечно, не может не раздражать и учеников, и родителей, и учителей. Почти половина нагрузки идет от них», – заверил руководитель Рособрнадзора.
Вместе с тем, он пояснил, что контрольные, которые школы проводят не в рамках ВПР, должны быть согласованы с Рособрнадзором.
Контрольные нужны, но без фанатизма
Однако, в школах сегодня проводят не только контрольные работы. Есть, например, проверочные, тесты. Ситуации, когда контрольную просто назовут по-другому, а по факту она останется, не будет, уверяет детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец:
«Если контрольные останутся, но будут выдаваться под другим наименованием, Рособрнадзор сможет это выявить. Подобное будет считаться нарушением регламента. Сегодня, как мы понимаем, за счет контрольных учителя зачастую просто добирают оценки, ведь есть установленный минимум по их количеству у ученика. Намного проще заставить детей писать контрольную, вместо того, чтобы каждого ребенка опросить индивидуально. Хотя, если класс большой, то вызвать всех к доске бывает просто физически невозможно. Так что необходимо пересмотреть нормативы по количеству нужных оценок. Чтобы учителя не оказались в безвыходной ситуации, когда и контрольную провести нельзя, и оценки нужны. У них должны быть другие возможности для проверки знаний».
Вместе с тем, эксперт отметила, что инициативу в вопросе контроля должны проявлять, в том числе, родители:
«Кроме как от родителей, и самих учителей, которые получают задания с верхстоящих инстанций, других способов проверки нет. Не считая тех, что проводит Рособрнадзор. Так что родительское внимание и контроль здесь имеют большое значение. Но необходимо помнить, что и проверка знаний тоже нужна. Это важно и для родителей, и для детей, чтобы понимать уровень успеваемости. Ну и, конечно, для учителей, которые видят, каким темам уделить больше внимание и какие дать рекомендации по каждому отдельному ученику. Контрольные нужны, но без фанатизма».
Без родительского вмешательства
Председатель комиссии облпарламента по образованию, науке, культуре, туризму, спорту и делам молодежи Марина Левченко, напротив, полагает, что участие родителей в этом процессе не нужно, несмотря на то, что они тоже сегодня являются участниками образовательного процесса:
«Чтобы контрольные не выдавали просто под другим названием нужен нормативный документ и контроль за ним. Осуществлять его должны директор, завуч, комитет образования района. Не думаю, что позиции родителей будут иметь в этом какой-то вес. Если будет документ, школы будут ему следовать. Все-таки система образования всегда отличалась у нас организованностью и дисциплинированностью».
Для самих учителей, уверена, Марина Левченко, изменения проблем не создадут:
«Раньше, как мы знаем, контрольными ограничивались в конце четверти и учебного года. От Министерства или Комитета по образованию в конце года приходил запрос на проведение ЭПР. Школы это знали и старались к этом моменту пройти всю программу. Бывало, что кто-то не успевал что-то изучить, но это было за редким исключением. Сейчас уже и дети, на самом деле, привыкли к контрольным. У них каждый месяц то одна работа, то другая. Они их уже как орешки щелкают. Но нагрузку все-таки надо снижать».
«Ужас» с начальных классов
При этом, сами родители говорят, что весь ужас бесконечного потока контрольных и проверочных начинается еще с начальной школы.
«Русский, математика, окружающий мир, чтение - по всему этому у нас куча КИМов. Дети пишут еще всякие задания на листочках, словарные диктанты и прочее. Узнаем, что они были, только по оценкам в дневнике. Если контрольная или диктант капитальные – нас предупреждают. Но это очень редко», – рассказал Ирина.
При этом, такие работы зачастую бывают просто не адаптированы под уровень знаний учеников.
«У нас проблема в том, что тесты не адаптированы для второклассников. Просят, например, написать проверочное слово к «муравей» или «голубой». Но ребенок не имеет достаточного словарного запаса, чтобы решить эти тесты. А учитель за все тесты ставит оценки в журнал. Получается, кто выплывет, тот молодец. А у детей постоянные стрессы, что они не на 100 % справились с заданиями. Появляется неуверенность в себе. А что будет к 11 классу?», – негодует Любовь.
Ну и конечно, у всех на слуху ОГЭ и ЕГЭ, которые тоже вызывают у школьников немало стресса, и добавляют нагрузку для 9 и 11 классов.
О том, что нагрузку в школах необходимо снижать, говорят уже не только родители и дети. О сбалансированной нагрузке для детей в послании Федеральному собранию еще в феврале заявил Владимир Путин. И мы видим, как предпринимаются первые шаги к этому. Насколько упростит жизнь школьникам отсутствие контрольных – покажет уже следующий учебный год. Но, несомненно, вопрос лежит не только на плечах преподавателей, но всех участников, кто сегодня организует учебный процесс в российских школах.
Дарья Нестерова
Фото: Валентин Илюшин/Online47