Старые «песни» о главном: почему в России не внедрят принцип «Мой дом – моя крепость»

Фото: Pxhere.com

В разговоре c Online47 депутат Госдумы подчеркнул важность расширения прав обороняющегося, а юрист счел инициативу избыточной

Законопроект об изменении статьи 37 УК РФ «Необходимая оборона» внесла группа депутатов на рассмотрение Госдумы РФ. Речь идет о дополнении статьи пунктом, предусматривающим снятие ответственности с гражданина в случае, если тот причинит серьезный вред проникшему в его жилье человеку. Online47 попробовал разобраться в том, почему такой принцип до сих пор не прижился в России и имеет ли законопроект шансы на успех.

Быть в безопасности

Одним из инициаторов нововведения стал глава комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов. По словам народного избранника, речь идет именно об обороне, прикрыться законом в каких-то иных случаях не удастся.

«Мы предлагаем закрепить базовый принцип «Мой дом — моя крепость» для того, чтобы любая защита любыми средствами и методами не рассматривалась как превышение пределов самообороны в том случае, если злоумышленник проникает в жилище, имеет злой умысел, пытается ограбить, убить, изнасиловать, воровать, угрожает и совершает другие агрессивные действия, — уточнил Ярослав Нилов. — В случаях, если имела место явная или потенциальная угроза, а также незаконное проникновение».

В законопроекте уточняется, что действующие положения УК РФ не исключают вероятности вынесения несправедливых обвинений, когда действия обороняющегося признают якобы не соразмерными опасности посягательства. Но в то же время, уточняется в документе, попытки человека оценить намерения незваного гостя, ставят его в неравное положение с ним.

Наряду с этим депутаты приводят статистику по количеству людей, осужденных за превышение пределов самообороны в 2022-23 годах, а также утверждают, что принятие закона призвано «фактически переломить судебную практику в пользу граждан». В пакет документов, внесенных депутатами, включен и отзыв правительства РФ по итогам прошлого его рассмотрения. В нем, в частности, говорится, что законопроект еще в 2022 году не получил поддержку кабмина и с тех пор «концептуальных изменений не претерпел, в связи с чем нуждается в существенной доработке».

И хоть в этот раз принятие законопроекта пока исключать не следует, нельзя не обратить внимания на тот факт, что попытки внедрить «базовый принцип» в России предпринимаются уже десятки лет. И хоть некоторые корректировки в пользу обороняющегося все-таки были приняты, сам постулат в стране так и не прижился.

Что не так с крепостью

В настоящий момент доктрина крепости используется преимущественно в Штатах, но и в нескольких других странах введены подобные принципы. Но, как уточнил в беседе с Online47 заслуженный юрист России Иван Соловьев, сравнивать нашу страну и другие нужно через призму истории. В тех же США законы эти возникли не на пустом месте, а предшествовали им выходки кочующих ковбоев, которые вламывались в чужие дома.

«Тогда действительно нередко вторгались в дома, убивали, насиловали, вот и возникла нужда в этой доктрине, но речь о 19 веке, а мы в 21 живем. Поэтому, если какой-то человек окажется случайно на вашем участке или зайдет в гостиничный номер, не нужно в него стрелять. Может любовник соседки с верхнего этажа на балкон спрыгнет, не рубить же его топором. Мы так придем к тому, что и в гости друг к другу ходить перестанем. Начнут приглашать людей в дом и инсценировать нападения, чтобы убийство таким способом прикрыть, — отметил Иван Соловьев. — Поэтому изменений не требуется, у нас в стране этот вопрос отрегулирован в правилах о пределах необходимой обороны. И, если подумать, чем та же подворотня от дома отличается, еще опасней».

По мнению спикера, Россия и без того многое переняла у англосаксонской системы права, но страны разные и некоторые аналогии попросту неуместны. При этом юриста несколько смутила позиция группы депутатов касательно того, что человек не должен нести ответственности в случае, если покалечит или убьет именно недоброжелателя. Даже если человек не погиб, установить его мотивы может быть крайне проблематично в отсутствие свидетелей и каких-то явных факторов.

«На улицах у нас есть система «Безопасный город», подъездные камеры, свидетели. Дома у нас кто? Кто будет доказывать наличие у проникшего в дом желание напасть? Ему вложат в руку нож и конец на этом. Другое дело, если в доме установлена камера, например, но это и сейчас станет отличным доказательством того, что человек не превысил пределы обороны, — подчеркнул Иван Соловьев. — И все же это уникальные, единичные случаи, так что законопроект смело можно считать популистским, свой характер он за прошедшие годы не изменил. Его ЛДПР проталкивает в трудные минуты жизни, когда нужно пиариться, палочка-выручалочка партии. Власти указали на то, что его надо дорабатывать, но я не понимаю, зачем, ведь в нем нет пользы».

В целом, подобные нападения имеют место, и закрывать глаза на них нельзя, но судебные ошибки фиксируются и в тех странах, где доктрина крепости активно используется. И отдельные случаи, когда за решетку попадает невиновный человек, следует рассматривать скорее как результат несовершенства работы правоохранителей, а не самой правовой системы. Принятие такой доктрины может быть полезно только в случае, если в стране будет зафиксирован резкий рост проникновений в жилье с применением насилия. В ином случае следует помнить, что у человека, который попал в тюрьму незаслуженно, все-таки есть шанс оправдаться и выйти на свободу, а вот «незаслуженно» убитого человека вернуть уже не получится.


Филатов Степан

Фото: Pxhere.com

Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid: LjN8KB2kQ
Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid: LjN8K2di8