Евросоюз создал комиссию по борьбе с коррупцией и хищениями западной помощи Киеву. В частности, западные страны хотят проконтролировать пакет помощи в размере €50 млрд, который Европарламент выделил Украине в феврале этого года. Основной состав контрольной комиссии ЕС будет работать в Брюсселе, а в Киеве для содействия этой работы создадут отдельное подразделение. Online47 поговорил с экспертами о том, каковы реальные причины создания комиссии, и кто «попадет под раздачу».
Откуда ноги растут
О том, что Украина использует выделяемые ей средства совсем не по назначению, говорят не первый год. Например, в октябре прошлого года Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) Украины сообщало, что за полгода обнаружило у шести бывших и действующих сотрудников военкоматов необоснованные активы на сумму более чем на 6,9 миллиона долларов. А в декабре 2023 года в стране ликвидировали коррупционную схему по приобретению боеприпасов для ВСУ на почти 1,5 млрд гривен.
В этом году стало известно, что бывший замначальника штаба командования Сухопутных войск ВСУ организовал схему вымогательства взяток с военных за перевод их с фронта в тыл. Также в начале года министр обороны Украины рассказал в соцсетях о масштабной коррупции в собственном ведомстве. Там сотрудники всего за 4 месяца обогатились более, чем на 10 млрд гривен.
О колоссальных масштабах воровства на Украине стали говорить и на Западе. На прошлой неделе одно из британских изданий сообщило, что увольнение главы агентства по восстановлению и развитию инфраструктуры Украины связано с «системными препятствиями» со стороны Владимира Зеленского. Кроме того, вместе с главой агентства со своих постов ушли еще два высокопоставленных чиновника, которые занимались антикоррупционной политикой. Что тоже дало немало пищи для разговоров.
Многослойная структура коррупции
Как отметил в разговоре с Online47 эксперт по геополитике Константин Соколов, из всего, что известно на сегодняшний день, можно сделать однозначный вывод, что структура коррупции на Украине многослойная:
«Она затрагивает всех от высшего командования и до самых низовых распределителей. Европейская комиссия, конечно, сможет отследить какие-то крупные взятки и воровство. Но на низах все будет и дальше разворовываться. Это уже, попросту, превратилось в образ жизни. Искоренить это, даже наказав отдельных коррупционеров, практически невозможно».
При этом, эксперт полагает, что в вопросах наказания не обойдется без политических предпочтений. Наказывать, главным образом, будут тех, кто не мил Западу:
«Почему комиссию появилась именно сейчас – вопрос в работе с общественным мнением стран-поставщиков гуманитарной помощи. Коррупция уже льется через край. К тому же, на Западе все больше понимают, что Украина проигрывает. На этом фоне возникает вопрос о целесообразности распределения гуманитарной и военной помощи. И эти средства хотят хоть как-то проконтролировать. А вопрос легитимности такого органа решается очень просто: если государство считает это целесообразным, то любой указ о формировании такого органа уже обеспечивает его легитимной базой для деятельности».
У самих рыльца в пушку
Но эксперт Института стран СНГ Игорь Шишкин уверен, что коррупция на Украине не была для Европы сюрпризом. Напротив, Запад с самого начала предполагал, что часть выделяемых ими средств будет разворована:
«Европа изначально в финансирование войны киевского режима против России закладывала средства, которые будут расхищены. В Евросоюзе прекрасно понимают, что в Киеве уничтожают все русское, выполняют стратегические требования ЕС и Вашингтона не от того, что они так ненавидят Россию и любят Запад. А потому что им это выгодно. Без личной заинтересованности команда Владимира Зеленского ничего бы этого делать не стала. Все прекрасно знают, что из выделенного миллиарда несколько десятков миллионов прикарманит команда Зеленского. Но и западные страны с этого поимеют не меньше. Это правила игры, которые всем понятны».
Игорь Шишкин считает, что главная цель созданной комиссии – приструнить тех, кто ворует слишком много:
«Бывает, что исполнители начинают «зарываться» и крадут слишком много. Это уже отражается на результатах дела. В этот момент приходят верховные власти, которые и сами получают с этого процент, стучат кулаком по столу и говорят, что с коррупционерами бы надо разобраться. Тогда и создаются комиссии по выявлению тех, кто взял больше, чем разрешалось. Цель этой борьбы – приструнить жуликов, которые слишком много стали воровать. Но из этого не следует, что Запад собирается это воровство прекратить. Он и сам занимается тем же самым».
Однако, крадут в Незалежной не только деньги. В ноябре 2023 года украинские власти обязали поставщиков топлива для армии красить бензин и дизель зеленым и красным цветами, чтобы бороться с их перепродажей. В том же году за коррупцию был уволен глава одесского военкомата. Всего за полтора года спецоперации на Украине, он успел купить на испанском побережье виллу, офис и несколько автомобилей на миллионы долларов.
Перечислять такие случаи можно бесконечно, но факт один: коррупция на Украине достигла немыслимых масштабов. Каждый подобный случай подрывает доверие к Украине не только у западных стран, но и среди самих украинцев. Вопрос лишь в том, как долго страна сможет пользоваться чужим доверием, и куда такие «коммерсанты» в итоге приведут страну? Но какие бы средства Украине не выделялась, и как бы комиссии не следили за их целесообразным использованием, Киеву пора задуматься о главном: подписании мирного договора. Тем более пока им дают шанс сделать это на выгодных условиях.
Дарья Нестерова
Фото: t.me/UAmonogram; t.me/ministry_of_defense_ua