ОСАГО – все: почему автовладельцы боятся отмены обязательного автострахования

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Online47 поговорил с экспертами, чем чревата отмена страхования, которую уже во втором чтении одобрили в Госдуме

Госдума во втором чтении приняла закон, который исключает полис ОСАГО из списка обязательных документов для регистрации авто. Новые правила предполагают, что для поставке машины на госучет или при смене владельца страховой полис требоваться не будут. Кроме того, власти планируют разрешить водителям при продаже автомобиля снимать его с учета в ГИБДД сразу же, а не через десять дней после заявления. Online47 поговорил с экспертами, чем чревата отмена ОСАГО, и как новый закон изменит ситуацию на дорогах.

Что страхуют и за сколько

Изначально ОСАГО вводилось для того, чтобы урегулировать отношения между участниками ДТП. Оно помогало в тех случаях, когда водитель стал виновником аварии, нанес ущерб, но не имел нужной суммы, чтобы этот ущерб возместить. Чтобы человек в таком случае не залезал в долги, государство ввело обязательное страхование автогражданской ответственности, и за ущерб платили страховые компании.

Стоимость такой страховки с 2022 года составляла:

1646 – 7535 рублей — для физических лиц;
852 – 5722 рублей — для легковушек, оформленных на юрлиц;
1490 – 15 756 рублей — для легковых такси (категории B и BE);
324 — 2536 рублей — для мотоциклов, мопедов и легких квадроциклов (категории А и М).

Биты вернутся в багажник

Однако, теперь от этой меры могут полностью уйти. Но как считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, отказ от ОСАГО – шаг назад:

«Полагаю мы увидим миллионы тех автовладельцев, кто не купит полис ОСАГО. Ведь, во многом, люди брали его из-за того, что необходимо было ставить машину на учет. А это около 6-7 регистрационных действий в год по стране. Уже сейчас мы видим, как в ряде регионов более 50% автолюбителей не используют обязательное страхование. Это проблема. Система ОСАГО когда-то принесла на наши дороги порядок. Люди перестали выяснять отношения с битами. За них ситуацию решали страховые. Но теперь, боюсь, для ОСАГО наступит конец».

При этом, как отметил Антон Шапарин, на то, что люди стали отказываться от ОСАГО повлияли и высокие тарифы:

«Раньше люди охотнее покупали страховку. А сейчас у нас тарифы в 3 раза выше, чем, например, в Белоруссии. Но, при этом, зарплаты значительно ниже, чем у них. Так что пока тарифы не вернутся на доступный для россиян уровень, люди будут избегать покупки ОСАГО. При этом, речь пока идет только о регистрации машины без ОСАГО. Но никто не говорит о том, что его перестанут требовать на дорогах. Хотя и это не станет стимулом к его покупке. Ведь штраф за его отсутствие – 800 рублей. И вероятность того, что тебя остановят для его проверки – невелик. Любой адекватный человек купит полис, если это, действительно, будет страховка, которая защищает тебя от рисков. А когда у одних есть, а других – нет, то и польза получается сомнительной».

От кота в мешке никто не спасет

При этом, как отмечает автоюрист Дмитрий Славнов, риски могут появиться и у покупателей авто:

«Покупая подержаную машину, владелец никогда не знает, что с ней будет дальше. Неизвестно, как ее эксплуатировал предыдущий автовладелец и в каком она, на самом деле, техническом состоянии. Это всегда риск. И выезжая на дороги общего пользования, владелец такой покупки подвергает опасности не только себя, но и остальных автовладельцев».

По его словам, ситуацию, когда ты, по сути, покупал кота в мешке хоть как-то нивелировать помогало именно ОСАГО:

«Сегодня, чтобы поставить машину на учет, на машине нужно приехать. Если ее привезли на эвакуаторе – это одно. Тогда ОСАГО не нужно: машина сломана. Но если машина приезжает своим ходом, зачем рисковать, и отказываться от страховки? Если с машиной что-то не так, и ты становился виновником ДТП по технической неисправности, страховка хоть что-то да покрывала. Так что выезжать на дорогу без ОСАГО, на мой взгляд, – откатываться на 20 лет назад. В результате, у нас снова будут переполнены суды и начнется бесконечное разбирательство на дорогах, кто, кому и сколько денег должен отдать».

На двух чашах весов

При этом, мнения самих автомобилистов разнятся. Одни уверены, что отмена ОСАГО ситуации не изменит. Другие, напротив, не готовы отказываться ни за какие коврижки.

«Вот и отлично что отменят, – говорит автовладелец Артем. – По сути, ничего не поменяется. Как полстраны ездят сейчас без полиса, так и будут. Зато на учет можно без дополнительных поборов машину ставить. Это многих останавливало от того, чтобы переоформлять. Да и перекупам легче станет работать – никакого ОСАГО не надо. Стоит себе у дома и продается».
«Теперь не стрясешь никаких денег с владельцев ржавых ведер, попадающих в аварии налево и направо, – уверен Антон. – Развалюха за 100 тысяч рублей врезается в твою за 3 миллиона, и в итоге, никто тебе ничего платить не хочет. Останется только тратить время и нервы – идти в суд».

В одном автомобилисты и эксперты уверены точно – разобраться, кто прав, кто виноват без ОСАГО будет сложнее. Пусть оно и покрывало ущерба не более, чем на 400 тысяч рублей. Но это была хоть какая-то гарантия для автовладельцев. А без него полагаться придется только на собственную аккуратность и чужую добросовестность.

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid: LjN8KYC1p
Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid: LjN8KGjrz