Вовсю идет ремонт участка Староприозерского шоссе во Всеволожском районе от Елизаетинки до Новоприозерского шоссе (дорога Осиновая Роща — Магистральная). В последний месяц лета работы над ним завершатся, и автомобилисты смогут довольствоваться гладким новеньким полотном. Но пока этот момент не настал на трассе организовано реверсивное движение, здесь активно работают дорожники. Подобных этому объектов в 47-м регионе еще полно, только на 2024-й год по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» намечен ремонт минимум 200 километров региональных трасс.
Корреспондент и фотограф Online47 попробовали ознакомиться с условиями работы дорожников, проведя одно утро с ними.
Дороги делать, не куличики ломать
Журналисты подъехали к месту действия уже к тому моменту, когда работа кипела: автомобилистов встречал регулировщик со светофором, а за ним были видны дорожные катки, асфальтоукладчик и другая техника. Как уточнил начальник участка Олег Соболев, организацию реверсивного движения транспорта можно смело считать единственным выходом из ситуации, когда проезжая часть имеет всего две полосы движения. Причем огораживают участок работ специалисты первым делом, выставляют светофоры, дорожные знаки и конусы.
И вот, когда одна половина дороги становится недоступной для автомобилистов, начинается подготовка к ремонту трассы. Если на трассу укладывают верхний слой асфальтового полотна (как в данном случае), то первым делом специалисты как следует вычищают участок метлами и воздуходувками. В ином случае, когда предстоит укладывать нижний слой (выравнивающий), трассу предварительно подвергают фрезеровке (снимают изношенное полотно), выравнивая поверхность, а уже потом чистят.
После этого происходит процесс, который дорожники называют «розливом вяжущего компонента», для этого требуется специальная техника — автогудронатор. Водитель последнего медленно проезжает по дороге, оставляя за собой битумную эмульсию. В течение получаса это вещество закрепляется на поверхности, а затем на него укладывают слой асфальта, в результате служит оно в качестве клея.
Как правило, перерыв между укладкой нижнего и верхнего слоев асфальта дорожники стараются делать минимальным. Нижний служит в первую очередь для того, чтобы выровнять поверхность, второй — закрепить результат. Верхний слой всегда более прочный, более износоустойчивый, в него кладут полимерную добавку. Что же касается участка Осиновая Роща — Магистральная, то здесь в этом году кладут так называемый асфальт с усиленным каменным каркасом, который принято считать особенно долговечным.
Исходя из наблюдений, в процессе укладки дорожного полотна принимали участие с десяток специалистов и, по меньшей мере, пять единиц техники, включая асфальтоукладчик, перегружатель, самосвал и пара дорожных катков. Происходит процесс укладки следующим образом:
1. Водитель самосвала подвозит асфальтобетонную смесь и загружает ее в перегружатель.
2. Перегружатель перемешивает асфальтобетонную смесь и засыпает ее в асфальтоукладчик.
Какие задачи выполняет эта техника корреспондент Online47 поинтересовался у машиниста, забравшись на асфальтоперегружатель.
«Смесь быстро остывает по бокам самосвала, а в середине остается горячей. Поэтому нужно ее до однородного состояния довести, чтобы никаких комков не было, — уточнил Денис, машинист асфальтоперегружателя. — Причем эту технологию у нас в стране активно стали применять относительно недавно. И вот эта машина — поистине необходимая вещь».
3. Укладчик движется по намеченной территории, оставляя за собой новенькую трассу, а сопровождающие его специалисты следят за уровнем и точностью кладки.
4. Дорожные катки как следует придавливают свежий слой асфальта, катаясь вперед-назад вслед за асфальтоукладчиком.
Параллельно этому идет обустройство тротуаров и монтаж остановок общественного транспорта. Происходит это, естественно, под палящими лучами солнца, в окружении испарений от раскаленного асфальта и пыли.
Работа идет и днем и ночью
Рабочий день начинается у дорожников с 07:00 и продолжается до 19:00. Но, в зависимости от погодных условий, может быть чуть дольше или короче. Когда дождливых дней выпадает больше обычного, может потребоваться повысить активность, чтобы успеть вовремя.
«В проливной дождь работать нельзя. Конечно, работать в жару не самое приятное дело, и без того асфальт очень горячий, в результате выходит, что печет и снизу и сверху. Тем не менее, сейчас наличие техники хорошей эту ситуацию сглаживает, например, водители техники, которые в кузове работают, они ведь закрыты от солнечных лучей, активно пользуются кондиционером, — заметил начальник участка Олег Соболев. — Тем, кто работает под открытым небом, конечно, трудней в этом плане. Например, операторы асфальтоукладчика, которые ходят за ним, измеряют толщину, следят за процессом. Но тут уж ничего не поделать».
Между тем нередко дорожные работы проходят в ночное время, когда автомобилисты встречаются реже. К такому режиму работы дорожники переходят в случаях, когда имеют дело с особенно популярными участками трасс, чтобы создавать как можно меньше пробок. Но на трассах, где машины ездят с невысокой периодичностью, все-таки предпочтительней организация реверсивного движения. Ведь когда на улице темно куда больше требуется внимания, как от дорожников, так и от водителей.
Чтобы избежать этой проблемы специалисты активно пользуются белыми ночами, когда на дорогах отличная видимость и куда меньше трафик. Поэтому большинство работ, требующих особого подхода, стараются выполнить именно в этот промежуток времени, чтобы доставить как можно меньше неудобств автомобилистам. При этом случаи, когда люди открыто выражают свое недовольство, по словам собеседника Online47, большая редкость. Как правило, люди с пониманием относятся к проведению работ. Если же у водителей возникают какие-то вопросы, то всегда удается найти общий язык, найти какие-то компромиссы.
«Бывают нюансы, когда на реверсе долго стоят машины, люди начинают нервничать, кто-то опаздывает куда-то. Приходится объяснять, что это временная история. В конце концов, все же мы хотим ездить по хорошим дорогам, лучше сейчас пару часиков потерять, а потом ехать уже по нормальной хорошей дороге, — заключил начальник участка. — Нюансы такие есть, и пробочки мы порой создаем, но от этого никуда не уйти, по-другому не получается».
Между тем другие специалисты продолжали активно работать, укладывая и утрамбовывая верхний слой дорожного полотна. Со стороны процесс этот довольно монотонный. Корреспондент уточнил у одного из членов бригады, успевает ли он соскучиться на работе, все-таки провести весь день под палящим солнцем, звучит не слишком заманчиво.
«Работаю уже несколько лет, конечно, вряд ли можно назвать работу веселой, но ведь я тут не один. Всегда есть с кем поговорить. Кто-нибудь обязательно анекдот расскажет», — прокомментировал член бригады.
Другой работник рассказал, что дорожники, вопреки расхожему мнению, редко когда становятся свидетелями и тем более участниками каких-то интересные событий. Но иногда нечто такое имеет место.
«Был случай, когда работали на мосту, на развязке с Буграми, вышли дежурить в ночь и стали свидетелями ДТП, — рассказал собеседник Online47. — Ничего необычного, делали швы, регулировали движение, и вдруг какой-то водитель сбил кабана. Естественно, вмешались в это дело, вызвали специалиста, который его забрал. И это, пожалуй, самый яркий такой случай за несколько лет, в целом работа спокойная».
Филатов Степан
Фото: Валентин Илюшин/Online47