Репетиторов в России хотят заменить бесплатными специалистами. Об этом на днях заявил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Он объяснил, что качество образования в стране должно быть на таком высоком уровне, чтобы родителям не приходилось обращаться за помощью сторонних педагогов для подготовки детей к экзаменам. Так, по его словам, к марту 2025 года в России будет подготовлена стратегия развития образования. В ее рамках планируется создать рабочую группу, которая займется вопросом замены платных услуг репетиторов бесплатными, в том числе в части подготовки к ЕГЭ. В плюсах и минусах такого подхода разбирался Online47.
Школьной программе нужна реформа
В родительском сообществ запрос на реформирование школьной программы, действительно, есть. Сегодня многие вынуждены нанимать репетитора не только для того, чтобы готовить ребенка к выпускным экзаменам, но зачастую для того, чтобы просто успевать осваивать школьную программу.
Как отметила уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец, семьи оказались в ситуации, когда нанимать репетиторов приходится уже с начальной школы:
«Сегодня это колоссальная проблема нашего образования. Нужно сделать глубокий анализ подходов, которые есть в школах и вузах сегодня. Необходимо понять, что подкорректировать для того, чтобы дети не сидели у репетиторов с 1 класса. Такого быть не должно! Ребенок должен усваивать всю программу, находясь в школе. Если в старших классах принято решение о том, что ученик будет поступать на какой-то специализированный факультет с очень высоким конкурсом и сложными вступительными, тогда имеет смысл задуматься об индивидуальной дополнительной подготовке. Но в остальных случаях должна справляться школа. Более того, ребенок должен быть обучен навыкам самостоятельной подготовки домашних заданий: без участия родителей, а уж тем более репетиторов».
Вместе с тем, отдельного пересмотра требуют учебники, уверена Ирина Волынец. По ее словам, материал, который есть в них сейчас, дает много углубленной информации, но не формирует у детей логическую цепочку того, как темы связаны между собой. Более того, необходимо будет определить условия, на которых будут оказываться детям бесплатные услуги подготовки:
«Скорее всего такие услуги будут оказывать сами же школьные учителя. Но мы понимаем, что их труд должен кем-то оплачиваться. Если мы будем платить по той ставке, которую получают репетиторы, то бюджетных средств на это не хватит. А убедить работать за ту зарплату, которую государство может предложить, тоже может оказаться проблемным – все-таки это не частный бизнес. Вместе с тем, переводить все на финансовые рельсы мне кажется неправильным – за этим теряется сакральный смысл профессии. Думаю, надо в целом говорить о необходимости повышения оплаты труда учителей и их престижа. Тогда новые кадры сами потянутся работать в школы».
Кто будет обучать?
Мнение о том, что учебники не дают сегодня нужного эффекта в обучении высказывают и преподаватели на различных форумах в сети. Они полагают, что в программе пытались уместить как можно больше тем, из-за чего материал порой выглядит обрывистым и несвязным.
«Главная причина неудач у ребят в том, что учебники не дают эффекта наслоения знаний, – уверена преподаватель Анна. – Темы написаны обрывками. В результате, общая картина у ребенка не складывается. Что же касается бесплатной подготовки, то вижу два варианта: дополнительные часы учителям, что в условиях их нагрузки, вряд ли будет полезно. А второй – студенты в рамках педагогической практики. Но и их в школу нужно будет заманивать, ведь репетиторством они сейчас зарабатывают гораздо больше».
Зачастую репетиторов нанимают именно для того, чтобы преподаватель занимался с ребенком один на один. Это позволяет найти подход к ребенку и объяснить то, что в классе он не успел или не смог понять. Отказываться от таких преимуществ готовы далеко не все родители.
«Репетитор и учитель – это люди с разными навыками, – уверена родительница Наталья. – Учитель учит по методике, а репетитор должен разобраться с индивидуальными особенностями своего ученика и подобрать соответствующий метод обучения. Репетитор должен понимать, каким способом ученик усваивает информацию и помочь ему. А собрать детей в группу, чтобы объяснить то, что уже говорили в классе, никакого результата не даст».
«Зависит от учителя конечно, но меня отпугивает формулировка бесплатная подготовка, – опасается родитель Константин. – Как бы такие уроки не были "спустя рукава", как это часто бывает с дополнительными бесплатными занятиями».
Репетитор – не всегда залог успеха
При этом, как говорят учителя и сами родители, во многих школах и сегодня педагоги проводят дополнительные часы, где готовят ребят к экзаменам или занимаются с отстающими. Как отметил заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, директор школы Евгений Ямбург, ничем принципиально новым такие часы не будут отличаться от тех уроков подготовки, которые власти собираются ввести:
«Ничем они отличаться, по сути, не будут. У нас сегодня и так есть практика, когда учителя проводят бесплатные занятия для ребят. Кто-то онлайн, кто-то прямо в школе. На занятиях они решают типовые задачки по ЕГЭ. В Москве, например, за такую подготовку педагогам доплачивают, ведь это трата их времени и сил. Такие педагоги лучше понимают, к чему именно готовить детей. Репетиторы не всегда в полной мере знают, что именно бывает на экзаменах и какие темы требуются. К сожалению, проверить компетентность того, кому вы вверяете ребенка, иногда можно лишь опытным путем. И хорошо, если результат будет положительный».
Что же касается групповой подготовки, то ничего плохого, как отмечает Евгений Ямбург, в этом нет. В таких условиях, по его словам, появляется творческая, креативная атмосфера, что также положительно влияет на усвоение материала. Также, по словам, эксперта, родители не должны настаивать на обязательном высшем образовании. Если ребенок будет лучше себя чувствовать в колледже, то необходимо отдать его туда. Тем более, что рабочие профессии становятся все более востребованными. Это избавит от лишних забот и нервотрепки и самих родителей, и подростка.
Фото: Валентин Илюшин/Online47