Ближний Восток на грани новой войны? Чем обернутся операция Израиля в Ливане и угрозы Турции

Фото: Pxhere.com

Эрдоган в ответ на эскалацию конфликта пригрозил Нетаньяху вторым Карабахом

Еще один виток эскалации арабо-израильского конфликта произошел после гибели дюжины израильтян из-за ракетного удара по Мадждаль-Шамс на Голанских высотах. Тель-Авив возложил ответственность за него на ливанское движение «Хезболла» и объявил проведение операции против своего северного соседа. Ливан в свою очередь предупредил, что в случае опасности объединится с «Хезболла». На угрозы полномасштабной войны отреагировал турецкий лидер Реджеп Эрдоган, заявивший, что Турция вполне может также войти в Израиль, как ранее в Карабах и Ливию. МИД Израиля в ответ на это предрек Эрдогану судьбу казнённого Саддама Хусейна. Online47 узнал, насколько высока вероятность новой войны на Ближнем Востоке.

Как утверждает политолог Евгений Крутиков, ожидать какой-то мировой катастрофы не приходится, да и едва ли Израиль решится на полномасштабные действия. Не следует также всерьез воспринимать высказывания Эрдогана, речь идет об игре на публику.

«Предпочел бы не уделять этим заявлениям какого-то особого внимания, ведь никакого столкновения Турции с Израилем не будет в ближайшее время, да и в целом для Анкары такой шаг стал бы самоубийственным. Нет у них такой возможности, для этого надо сначала через Сирию пройти, а это может прервать судьбоносный процесс восстановления отношений с Дамаском, чего не хочет никто. Так что громкие слова направлены исключительно на внутреннюю аудиторию, для турецкого лидера это дело привычное. Эти слова соответствуют тем настроениям, которые царят в турецком обществе, в массе своей, — объяснил Евгений Крутиков. — Что же касается Израиля, то его военный кабинет так и не смог, в общем-то, понять, что конкретно государство будет делать с Ливаном. Все-таки угроза войны с этой страной куда более страшна для них, нежели операция в Газе. Она совершенно иначе будет воспринята всеми окружающими, не только Ираном, но и стратегическими союзниками в лице Штатов, вне зависимости от того, кто станет президентом».

Как заметил эксперт, пусть Ливан, раздираемый внутренними противоречиями, далеко не самая сильная страна, но и в 1984 году Израилю не удалось для себя окончательно решить ливанскую проблему, пришлось его покинуть. Вот и теперь речь идет пока об ограниченном ответе. Уже были нанесены удары по стране, которые, впрочем, не признали тем самым ответом.

«Иногда в таких ситуациях, когда объявляют какой-то ответ, проведение операции, просто тянут время, потом люди забывают об этом. Как те же Штаты, объявившие какую-то громкую операцию против йеменских хуситов, так она до сих пор и идет, конца края ей не видно, непонятно, кто там побеждает. То же может повториться и здесь, — заметил Евгений Крутиков. — Другое дело, что Ближний Восток не затихает вообще и каждый раз находятся новые поводы, чтобы ситуация так или иначе обострилась. Поэтому ожидать можно всего что угодно. И что нервы сдадут у властей Израиля, все-таки это не то место, где принимаются рациональные решения путем какой-то вертикали власти, там как раз криком все решается. Может, внешнее давление какое-то окажут. Тем не менее, говорить о том, что что-то страшное произойдет в масштабах мира вряд ли стоит».

В свою очередь политолог Владимир Корнилов справедливо заметил, что речь все-таки идет о катастрофе, которая длится уже больше года и только усиливается.

«Верно все-таки заметил американский предприниматель Джексон Хинкл, сравнивший фотографии Киева после двух лет «российских бомбежек» и снимки Газы спустя два месяца операции Израиля. Иностранец задался вопросом, почему Москву отстранили от Олимпиады, а Тель-Авив нет. Там действительно происходит страшная катастрофа, и гуманитарная, и военная, и она будет продолжаться и нарастать, — заметил Владимир Корнилов. — То, что мы видим, как бы то ни было, это эскалация конфликта вопреки всему, что заявляли и делали Штаты. По сути, открывается второй фронт, несмотря на реальные или показные попытки Вашингтона убедить Израиль не наносить ответные удары по объектам «Хезболлы». Понимаем, что Израиль все равно будет стоять на своем, пойдёт на еще больший виток эскалации».

При этом новая горячая точка на карте непременно скажется на ситуации в Штатах. Политолог указал на то, что вне зависимости от того, как будут дальше складываться события на Ближнем Востоке, они в значительной степени отразится на предвыборной кампании в США. Поэтому, как он считает, демократическая партия и нервничает, ее представителям эта операция сейчас не нужна.

«Демократы сейчас у руля, так что соответственно, это значительный удар по ним. Все меньшинства, как правило, голосуют за демократическую партию и в этой связи открытая поддержка Израиля в этом конфликте, так или иначе, бьет по кандидату от демпартии Камале Харрис, — заметил Владимир Корнилов. — Именно поэтому она не появилась публично во время выступления премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху в Конгрессе Штатов, хоть и встретилась с ним позже».

В целом, эскалация конфликта на Ближнем Востоке определенно наблюдается, но ее масштабы не следует преувеличивать. Речи о новой мировой войне, во всяком случае, пока быть не может, открытого противостояния Израиля с Турцией не намечается. Тем не менее, вероятность открытия Израилем постоянного второго фронта достаточно высока, а это означает повышение напряженности не только в регионе, но и во всем мире, включая Штаты. В итоге, эти события имеют шанс сыграть важную роль в процессе дальнейшего формирования мироустройства, но, опять же, это не повод кричать «волки».


Филатов Степан

Фото: Pxhere.com