Армия — не школа для мигрантов: политологи о двухлетней «срочной» службе для новых граждан

Фото: Валентин Илюшин/ Online47

По мнению экспертов, такое нововведение могло бы улучшить интеграцию приезжих в общество, но есть куда более подходящие для этого места

Возможность ввести двухлетнюю службу и повысить призывной возраст для таких россиян предложили депутаты Госдумы РФ. Инициативу связали с усилением контроля за исполнением воинской обязанности данной категорией граждан. Причем предложение уже достигло коридоров Нижней палаты парламента страны, но в последний момент было отклонено. Online47 попробовал разобраться, почему инициативу в итоге свернули.

Есть очевидные плюсы

Как утверждает военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин, такое нововведение могло бы неплохо помочь новым гражданам в освоении военной специальности.

«Чтобы в армии нормально служить, важно знать язык, а за это время его удастся хорошенько подтянуть. Тогда и военную специальность получится освоить, как следует. Все-таки, если каких-то базовых знаний, которыми обладает россиянин, у человека недостаточно, то возникнут трудности, времени потребуется больше, это логично, — заметил Виктор Литовкин. — Двух лет будет точно достаточно, к тому же такое решение позволило бы лучше интегрировать человека в российское общество».

В то же время, по словам эксперта, новшество хоть и могло бы отпугнуть некоторых иностранных специалистов, но если человек твердо решил приобрести гражданство, то должен быть готов за это заплатить. В конце концов, никто не заставляет людей насильно приезжать в страну.

«Если люди приехали к нам и хотят получить российский паспорт, то должны быть готовы выполнять наши требования. Ведь гражданство — это не только право и привилегии, но и обязанности, — уточнил Виктор Литовкин. — Нет ничего страшного в том, чтобы отслужить в армии. Речь ведь не идет об отправке их на специальную военную операцию, в какие-то горячие точки. Как срочники они от этого защищены».

Вызывает много вопросов

Несмотря на вполне разумные доводы в пользу такого решения, сразу возникает и ряд контраргументов. Во-первых, как заметил директор Института Современного государственного развития, политолог Дмитрий Солонников, не совсем понятно, по каким критериям будет определяться человек, которому необходимо служить два года, а не один. К тому же получить гражданство можно при совершенно разных обстоятельствах.

«Кто эти новые граждане? Наш президент периодически дает российское гражданство разным лицам, которые, например, уже многое сделали для нашей страны, заслужили его. Они тоже будут проходить срочную службу в течение двух лет? К беженцам русскоязычным, которых из Литвы, Латвии сейчас выгоняют, это тоже относится? Закон должен быть один для всех, — подчеркнул Дмитрий Солонников. — Во-вторых, если речь идет конкретно про трудовых мигрантов, которые плохо знают русский язык, у которых свои национальные и культурные обычаи, то им в армии два года нечего делать. Без командующих, которые будут с ними на одном языке говорить, эффективность такой службы под вопросом. В третьих, наша армия — не институт перевоспитания с курсами русского языка и культуры, лингвисты, историки, филологи и психологи там другим делом заняты».

Помимо этого, нельзя исключать, что новшество негативно скажется на числе случаев дедовщины и стычек на почве землячества, какие уже наблюдались с участием тех же азербайджанцев. Подобные вещи фиксируются и в гражданском обществе. И хоть пока все обстоит не так серьезно, как в той же Европе или Штатах, но в стране уже существуют целые анклавы, где живут мигранты.

«Мы периодически видим межнациональные драки внутри российских городов. Но это опять же вопрос работы с землячествами, — заметил Дмитрий Солонников. — Если здесь не получается ее нормально отстроить, то в армии будет еще хуже, а там у людей оружие в руках».

По мнению эксперта, предложение увеличить службу в армии для мигрантов может принести серьезные проблемы. В качестве места перевоспитания новых граждан лучше выбрать другие институты, а вооруженные силы должны составлять боеспособные граждане, кто готов защищать Отечество.

«Это не пансионат и не отстойник для людей, которые плохо справляются с жизнью в российском обществе. Армия готовит воевать, а не перевоспитывает трудовых мигрантов, — подытожил Дмитрий Солонников. — Новые граждане должны быть трудоустроены, иметь место работы, не проживать в так называемой резиновой квартире. Нужно следить за этим, привлекать к ответственности нарушителей, чтобы система нормально работала в рамках нынешнего законодательства, тогда и придумывать ничего не потребуется».

В целом, причин для отказа от инициативы вполне достаточно. Пока что она выглядит достаточно спорно, для разрешения всех нюансов потребуется проделать колоссальную работу. Как минимум, нужен новый институт с педагогическим уклоном внутри армии, иначе вся эта нагрузка упадет на военных, которым эти функции не свойственны. Куда более эффективным решением можно считать контроль над исполнением уже действующих законов, например, предоставлять гражданство только после сдачи комплексных и качественных экзаменов по русскому языку, культуре, истории.

Фото: Валентин Илюшин/ Online47