В России этим летом вновь большой ажиотаж возник вокруг авиабилетов. В период отпусков их раскупают как горячие пирожки, а цены на перелеты вырастают из-за высокого спроса. Своего исторического минимума стоимость достигла еще в прошлом году, когда за перелет в экономклассе просили почти семь тысяч рублей за тысячу километров. Чтобы хоть как-то успокоить рынок авиаперевозок, в России предложили установить потолок цен на авиабилеты. Ввести такую меру депутаты Госдумы могут для льготных категорий пассажиров и ряда дополнительных маршрутов. Online47 узнал у экспертов, реализуемы ли такие меры в нынешних экономических условиях и как подобные решения отразятся на самих перевозчиках.
Цены – стоп!
Высокие цены на перелеты беспокоили россиян еще весной. В апреле из-за роста жалоб ФАС уже запрашивал у шести авиакомпаний пояснения о ценообразовании. Теперь же, в комитете по транспорту Госдумы и вовсе предлагают установить верхние границы цен, чтобы сдержать рост. Однако, по словам инициаторов предложения, новые правила будут работать только для льготных категорий пассажиров и на ряде дополнительных маршрутов.
На сегодняшний день, в стране уже действует несколько программ, где цену перелета субсидируют из бюджета. В частности, это касается региональных маршрутов, перелетов из европейской части страны в Калининград и поездок по Дальнему Востоку.
Решение временное
Ценообразование на авиабилеты и железнодорожные перевозки динамическое и идет вслед за спросом. Влияет, в том числе, сезонная востребованность в период летних отпусков, рассказал Никита Масленников, ведущий эксперт Центра политических технологий:
«Если бы у нас такими же темпами росла потребность в железнодорожных перевозках, мы бы там увидели такую же ситуацию с резким ростом цен. Но ехать на поезде дольше, поэтому этот вид транспорта выбирают реже и стоимость растет не так стремительно. Ценообразование, при этом, динамическое: цена идет вслед за спросом. Такой порядок был всегда. К сожалению, потолок цен – это временная мера. Она усилит неблагоприятную финансовую ситуацию авиакомпаний. Что, в свою очередь, может привести к тому, что перевозчики откажутся от нерентабельных рейсов».
Более того, при введении потолка цен, компенсировать потери авиакомпаниям должно будет государство. Это необходимо даже в том случае, если изменения коснутся лишь льготных категорий граждан:
«Для компаний это, при любом раскладе, потери, – подчеркивает Никита Масленников. – Главным вопросом будет: каким образом эти убытки компенсировать? Кроме того, надо понимать, что стоимость билетов зависит от количества рейсов. Рейсы – от состояния аэродромов и наличия необходимой авиационной техники. Чем лучше у вас аэродромы и больше отечественного транспорта, тем дешевле билеты. Причины повышения цен комплексные и все решения тоже должны быть системными. Нельзя просто сказать: давайте понизим цены, чтобы всем было хорошо. Этот процесс куда более сложный».
Авиаперевозки – это не развлечение и блажь
Регулировать стоимость авиабилетов необходимо, поскольку доступность перелетов напрямую влияет на то, как люди живут и чувствуют себя внутри страны. В этом уверен экономист, ведущий научный сотрудник Института стран СНГ Александр Дудчак:
«Авиаперевозки – это не просто развлечение, не блажь. Они делают Россию единой. Страна у нас большая и не везде доедешь на автомобиле или поезде. Без авиаперевозок люди на Дальнем Востоке могут чувствовать себя оторванными от красот Петербурга, музеев Москвы или южных курортов. Доступность перелетов напрямую влияет на то, насколько комфортно людям внутри своей страны. Россияне не должны чувствовать себя ущемленными».
Эксперт полагает, что решить вопрос с ценой можно за счет государственных авиакомпаний:
«С учетом географии нашей страны, дело должно быть не в рентабельности перевозок, а в обеспечении потребностей населения правильным и качественным сервисом. Если не справляются частные организации, задачу может взять на себя государство. Госкомпании могли бы работать с минимальной прибылью, но, при этом, удовлетворять запрос россиян. Если с таким подходом будет решаться задача, то и цены будут ниже. Работать надо ради народа, а не интересов узкого круга лиц».
С тем, что авиаперевозки должны быть доступны любому россиянину, согласен и президент союза туристических агентств Сергей Голов:
«В стране, где восемь часовых поясов, обойтись одними только поездами или автобусами невозможно. Чтобы развивать внутренний туризм, нужен регламент и дифференцированный подход к стоимости авиаперелета. К сожалению, при таком количестве перевозчиков, единый закон мне кажется невозможен, поскольку нужны дотационные средства от государства. Ведь авиакомпании сегодня все еще привязаны к курсу доллара, а самолеты обслуживаются за границей – в дружеских странах. Запчасти, лизинг – все это требует денег. Потолок цен может привести к тому, что некоторые маршруты просто исчезнут», – предупреждает Сергей Голов.
Дарья Нестерова
Фото: Пресс-служба Аэрофлота; Валентин Илюшин/Online47