Не по карману: на фоне повышения утильсбора в России могут подорожать все автомобили

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Нововведение планируют внедрить уже с 1 октября этого года

Нешуточные споры разгорелись среди автомобилистов в России. С 1 октября в стране хотят повысить налог на импортные авто, и установить ежегодную индексацию в размере 10-20% на такие машины до 2030 года. С одной стороны, власти надеются поддержать отечественный автопром и побудить китайских производителей строить заводы по производству машин в России. С другой, нововведения могут грозить значительным удорожанием авто и снижением конкурентности в этой сфере. Online47 узнал у экспертов, к чему приведет повышенный утильсбор и поможет ли это российскому автопрому выйти на новый уровень сбыта.

Что произошло

Формально, утилизационный сбор вводили в России как налог для последующей переработки транспортного средства. Он складывается из ставки и коэффициента, который зависит от мощности двигателя и возраста машины. Таким образом, машина младше трех лет и с рабочим объемом двигателя не более 3500 см³ обходится россиянину сегодня в 3,4 тысячи рублей, а старше трех лет – в 5,2 тысячи рублей. Данная мера мера сокращает количество количество старых и заведомо неисправных машин, улучшает экологическую обстановку и поддерживает отечественное производство. С 2012 года налог действует на любое произведенное или ввезенное из-за рубежа транспортное средство.

Сейчас Минпромторг России готовит введение долгосрочной шкалы индексации утильсбора на машины до 2030 года. Первое повышение планируется уже с 1 октября – в среднем на 70-85%. Затем ежегодно его будут повышать еще на 10-20%.

Как считают в Минпромторге и АвтоВАЗе, повышение сбора на автомобили подтолкнет зарубежных производителей к локализации своего производства в России. Кроме того, позволит загрузить дополнительными заказами российскую компонентную отрасль, а средствам с покупки машин оставаться внутри страны и не утекать за границу.

Конечно, прежде всего, повышение утилизационного сбора коснется китайских машин. Они занимают 57% всего российского рынка новых автомобилей. А вот на долю российских моделей в 2024 году приходится всего 35%. И несмотря на то, что повышение налога еще только ожидается, цены на авто уже растут. В июле из-за курса рубля машины выросли в цене на 5% и ожидалось повышение еще на 15%. В ассоциации «Российские автодилеры» уже подсчитали, что такими темпами, к 2030 году приобрести новую машину смогут всего 5-7% россиян, а копить на автомобиль придется всю жизнь.

Подорожает все

Как считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, повышение налога скажется на стоимости не только новых авто, но и подержанных:

«Правительство борется с любым импортом. А у нас сегодня утиль – это, по сути, дополнительный налог на потребление импортных автомобилей. И влиять он будет на все остальные сегменты нашего авторынка. Это будет проецироваться и на рынок б/у авто. Поскольку, когда дорожают новые, растут в цене и машины с пробегом. Так что, рост цен на утиль в целом приведет к удорожанию абсолютно всех автомобилей на нашем рынке. При этом, снизится покупательская способность. Даже сейчас большинство россиян берут машину в кредит, потому что 3 млн рублей единоразово у них нет. А рост цен еще больше снизит возможности населения на покупку».

Эксперт также опасается, что на фоне отсутствия конкуренции, отечественные производители могут завышать цены. Однако, развитие российского автопрома обществу, бесспорно, необходимо. По словам Антона Шапарина, люди в России ждут новых отечественных машин. Им нужны современные двигатели внутреннего сгорания и электродвигатели, которые производились бы в нашей стране, а не в Азии.

Экс-депутат Госдумы РФ Александр Васильев полагает, что помочь отечественному рынку авто может дополнительное финансирование:

«Отечественному производителю помогло бы вливание дополнительных средств в производство. Это позволило бы в условиях конкурентной борьбы производить более дешевые авто. Утильсбор может хорошо послужить отрасли, ели вырученные с налога деньги пойдут на развитие автопрома. Раньше именно такая практика и применялась: налог собирался со всех россиян и шел на соответствующие программы по развитию автомобилестроения. В противном случае, люди будут стараться за любые деньги покупать что-то из-за рубежа или ездить на старых, поскольку отечественные автомобили сегодня жалуют далеко не все. Отрасли еще есть куда расти, и это нужно делать».

На рынке должен быть выбор

Сами автовладельцы опасаются, что сокращение конкуренции не будет мотивировать АвтоВАЗ разрабатывать что-то новое и бороться за внимание к своей продукции:

«Отечественный рынок нужно накачивать разными брендами и моделями, – уверен Егор. – У людей должна быть альтернатива и право выбора. Так и должна работать рыночная экономика. Повышение утильсбора открыто лоббирует АвтоВАЗ и фактически лишает его конкурентов и соперников на рынке. То есть у нас просто не остается других игроков».

Избежать этого, как полагают автовладельцы, можно, разделив заводы АвтоВАЗа на несколько независимых предприятий в разных городах:

«Можно было бы производство разделить на несколько автозаводов, чтобы между ними была конкуренция, – предлагает Вячеслав. – Кроме того, это будет дополнительной защитой нашего автопрома. Если Рено, к примеру, захочет вернуться на наш рынок, то даже если мы передадим АвтоВАЗ обратно французам, то сохраним под контролем России большую часть нашего легкового автопрома. Надо научиться производить российские легковые автомобили по ценам, которые могла обеспечивать фирма Рено».

​В целом, повышение сбора вызывает у россиян больше опасений, чем надежд. Конечно, отечественный автопром требует развития и вложении. Но и здоровая конкуренция на рынке должна быть. Кроме того, многих волнует вопрос повышения стоимости автомобилей. Все-таки машины – не просто развлечение, а возможность путешествовать с семьей, ездить за покупками, да и просто неплохой вариант вложения денег. Отказаться от такого комфорта, явно никто не готов.

Дарья Нестерова

Фото: Валентин Илюшин/Online47