Инициатива без логики: эксперты объяснили, почему курс логического мышления не нужен в школах

Фото: Валентин Илюшин/Online47

По мнению собеседников Online47, вся образовательная программа и так направлена на развитие мышления и анализа у детей

В школьную программу в России предложили добавить курс логики. С такой инициативой выступила замглавы комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. Депутат полагает, что из-за клипового мышления современные дети не могут критически воспринимать информацию и строить последовательные цепочки умозаключений. Помочь детям эффективно анализировать информацию сможет курс логики. Однако, специалисты в области образования полагают, что учебный план и без того работает с логикой и мышлением учеников. И как подчеркнули эксперты в разговоре с Online47, новый курс вряд ли даст школьникам что-то принципиально новое, кроме дополнительных учебных часов.

Клиповое мышление никуда не уйдет

По словам автора инициативы, курс логики присутствует в учебных программах большинства ВУЗов. Но ключевые формы мышления учащиеся осваивают еще в школе.

«Специалисты отмечают распространение у российских детей так называемого «клипового мышления», при котором у них отсутствует способность к критическому восприятию информации, анализу фактов, построению длительных и последовательных цепочек умозаключений, – говорит депутат. – Курс логики в учебной программе основного и среднего общего образования поможет ребятам лучше понимать окружающий мир, эффективно анализировать информацию, делать правильные выводы и корректно аргументировать собственную точку зрения».

Однако, главный вопрос, которым стоит озадачиться, предлагая школам любую новую дисциплину, это то, как не перегрузить и без того насыщенную программу, отметила в беседе с Online47 ректор Ленинградского областного института развития образования Ольга Ковальчук:

«Есть определенные ограничения по количеству учебных часов, – не более 32 – которые поставил Роспотребнадзор. Но школьная программа у нас и так сегодня нагружена. Так за счет чего вводить еще и уроки логики? Если мы сейчас на ребенка повесим все предметы, которые нам – взрослым – кажутся нужными, насколько ребенок будет реально с ними справляться? Или он будет делать вид, что учит, а мы делать вид, что научили? Заниматься логикой, конечно, важно. Но делать это нужно в ходе разных уроков. Математика – это ли не логика? Физика, химия – это, разве, не логика? Мое мнение: логика – это обучение через курс основных естественно-научных предметов, прежде всего. Никакой дополнительной и отдельной дисциплины для этого не нужно».

Более того, Ольга Ковальчук напомнила, что в школах и без того наблюдается дефицит учителей. А новая дисциплина потребует нанимать и обучать новых специалистов:

«Важный вопрос: какие преподаватели логики должны быть? Где мы их возьмем, и сколько должны будем учить этих специалистов? Клиповое мышление никуда не денется. Это уже признак поколения. У нас и взрослые, на самом деле, мыслят подобным образом. Это скорость, с которой идет наша жизнь. И чем она выше, тем меньше хочется открывать толстую книжку вместо того, чтобы посмотреть короткий видеоматериал. Ведь мы и сами, когда были маленькими, брали книги, чтобы просто картинки в ней посмотреть. Это же тоже клиповость. У нас она также была. А логику за один урок не воспитаешь».

Дети – не бездонный сосуд

Об ограничении физиологических возможностей напомнил и депутат Заксобрания Ленобласти Станислав Еремеев. По его словам, дети в школах и так столкнулись с перегруженностью программы и вводить новые дисциплины можно только с согласия экспертных сообществ:

«Попытки включить в школьный курс разные области знания, всегда сталкиваются с другой проблемой – как это вместить в ограниченное время. Мы и так видим, что одна из проблем школьников – это перегруженность. Школьные предметы, домашние задания создают огромную психологическую и физиологическую нагрузку на ребенка. Поэтому выступая с той или иной инициативой, депутаты должны обращаться к экспертному сообществу, педагогическому, академии наук, соответствующим институтам. Я бы посоветовал коллегам-депутатам помнить, что невозможно объять необъятное. Обучающийся – это не сосуд, который бесконечно можно чем-то заполнять. Введение одной дисциплины всегда означает изъятие другой. Но программа должна быть сбалансирована».

Как уверен Станислав Еремеев, логическое мышление выстраивается у детей системой. В этом процессе участвуют не только уроки математики, но и литературы:

«Если говорить о логических задачах, то их школьники касаются через уроки математики. Более того, логические цепочки мы выстраиваем, рассуждая на уроках литературы. Они неизбежно возникают, когда мы изучаем то или иное пространство. Логика сегодня неизбежно является частью современного, мыслящего человека. Но и в робота, напичканного информацией, мы ребенка превращать не должны. Важно сохранить его эмпатию и чувство сострадания».

Помощь родителям

А вот депутат Госдумы VII созыва Сергей Вострецов инициативу, напротив, поддержал. Он уверен, что курс логики может помочь в работе с детьми, чьим развитием в недостаточной мере могли заняться родители:

«Родители всегда стараются развивать логическое мышление своих детей. Обычно этим занимаются с раннего детства. Для этого сегодня есть курсы, множество различных «развивашек». Но если у семьи такой возможности не было, то школа может это наверстать. Мы видим, что в детских садах, где есть специальные программы с углубленным курсом логики, дети в итоге оказываются лучше подготовлены к школе. Правильно принятое ребенком решение во многом может определить его жизнь и судьбу. Поэтому научить детей рассуждать логично было бы большим плюсом. Логика в математике и физике – это хорошо. Но нужно давать детям примеры не в бездушных цифрах, а на реальных жизненных примерах. Курс можно было бы объединить, например, с психологией, чтобы рассказывать школьникам, что делать и как себя вести при буллинге. Так что, предмет, на мой взгляд вполне можно включить в программу».

Дарья Нестерова

Фото: Валентин Илюшин/Online47