Зарплаты стремятся в космос: эксперты о том, почему дальнобойщикам в России стали платить больше

Фото: Валентин Илюшин/Online47;

Главной проблемой спикеры назвали нехватку кадров в условиях развивающейся логистики

В России продолжают расти зарплаты водителей большегрузов. Только за последний год их средний оклад увеличился на 74% - до 131 тысячи рублей в месяц. При этом, специалисты прогнозируют, что до конца года оплата вырастет еще на 10-30%. В Ленинградской области дальнобойщикам уже сейчас готовы платить порядка 100-350 тысяч рублей. Online47 поговорил с экспертами о том, откуда взялся такой высокий спрос на водителей большегрузов и как это скажется на рынке и росте зарплат.

Зарплаты стремятся ввысь

По уровню зарплат водители большегрузов заняли 23-е место в России. Самый большой дефицит кадров водителей в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Новосибирске.

В Ленинградской области зарплаты для водителей грузовиков начинаются от 80-90 тысяч рублей и достигают 210 тысяч. При вахтовом методе работы суммы заработной категории Е (грузовики с прицепом) могут и вовсе достигать 280 тысяч рублей.

avito.ru

В Петербурге водителям категории C (грузовики) работодатели готов предложить от 130 тысяч рублей в месяц. И даже зарплаты для водителей-экспедиторов категории B, которая предполагает вождение легковых автомобилей, составляет уже до 350 тысяч рублей в месяц.

hh.ru

Водителей все меньше

Согласно исследованию института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, доля автотранспорта в грузоперевозках сегодня занимает 71%. При этом, дефицит кадров входит в тройку самых распространенных в отрасли проблем, наравне с ростом стоимости грузовиков и топлива. Водителей сегодня не хватает в 80% компаний. Все это, как отмечает вице-президент национального автомобильного союза Антон Шапарин, и становится причиной проблем в сфере грузовых перевозок:

«Это ведет к тому, что растут зарплаты и тяжесть условий труда. Средняя продолжительность рейса сегодня составляет более шести дней. А в половине российских компаний водители имеют всего от 4 до 7 выходных в месяц. Повышать зарплаты работодатели начали еще в прошлом году, поскольку пытались удержать кадры. И эта тенденция сохранится. Нехватка рабочих рук приводит к простою грузовиков. К тому же, водители у нас в основном в возрасте 45-55 лет. С уходом этих кадров на пенсию, нехватка возрастет еще сильней».

Но с такой проблемой столкнулась не только в России. Еще в 2022 году всемирная автотранспортная ассоциация отметила нехватку порядка 2,6 млн профессиональных водителей в 25 странах мира. Однако, и рост зарплат вряд ли привлечет в сферу новых сотрудников, считает Антон Шапарин:

«Нужно менять отношение общества к престижу работы водителя-дальнобойщика. Сегодня падает число молодых людей, которые в целом получают водительское удостоверение. Чтобы переломить ситуацию, нужно вводить изучение правил дорожного движения и сдачу теории в школах. А также легализовывать частных инструкторов, чтобы молодые водители могли легко сдать практику – без автошкол. Тогда мы сможем увеличить общее число водителей, из которого появится новое поколение дальнобойщиков. Также нужна система подготовки. Необходимо создавать инфраструктуру. Сегодня только отдельные автошколы могут готовить водителей грузовиков. Кроме специального разрешения, им нужны техника и пригодная для грузовиков площадка. Ничего этого чаще всего нет. Поэтому грузовиками занимается абсолютное меньшинство автошкол. Это тоже сказывается на числе рабочих кадров».

Меняется образ жизни

Экс-депутат Госдумы РФ Александр Васильев отмечает, что рост спроса на водителей связан и с развитием онлайн-шопинга в стране:

«На фоне развития маркетплейсов сегодня развивается и логистика. У людей меняется образ жизни. Удобнее нажать пару кнопок, чтобы тебе все доставили к дому, чем куда-то идти. Кроме того, маркетплейсы все больше заходят в райцентры. А у сельского населения не так много выбора, где и что купить. Поэтому маркетплейсы там популярны. Соответственно, логистика простирается и туда. Кроме того, заказать теперь можно не только бытовую мелочь, но и крупногабаритные предметы – вплоть до кондиционера или холодильника. Естественно, растет количество товаров, которым нужна транспортировка, а дальнобойщиков уже попросту не хватает».

Эксперт тоже уверен, что быстро решить вопрос с дефицитом кадров не получится, и заработные платы в ближайшее время продолжат свой рост. Однако, не исключает того, что профессия может стать более востребована среди молодежи и некоторый процент новых кадров отрасль все-таки получит.

Дарья Нестерова

Фото: Валентин Илюшин/Online47;