Новый аккорд «Мелодии»: старейшая в России виниловая компания планирует вновь завоевать музыкальный рынок

Фото: Дарья Нестерова/Online47; melody.su

Уже в следующем году бренд запустит крупное производство на территории страны

Известный когда-то во всем СССР производитель винила «Фирма Мелодия» снова в строю. Компания собирается построить в России завод по производству пластинок. Свою работу он начнет весной 2025 года, и в год будет выпускать более 100 тысяч наименований. Потратить на покупку помещения, закупку сырья и оборудования планируют порядка 150 млн рублей. На сегодняшний день, в России есть всего одно производство винила – это московский завод Ultra Production. Однако, эксперты говорят, что на фоне возвращения популярности винила и западных санкций, Россия остро нуждается в отечественном производстве. О том, какие перспективы есть у «Фирмы Мелодия» и ждать ли громкого возвращения музыкального гиганта, в нашем материале.

Очереди на годы вперед

Всесоюзная фирма грампластинок «Фирма Мелодия» появилась еще в 1946 году. До середины 1980-х годов она была единственной по массовому производству и распространению фонограмм компанией в стране. Под ее началом выходили пластинки с самыми громкими именами – от Аллы Пугачевой, Иосифа Кобзона и Льва Лещенко до рока 80-х и 90-х годов. Для Петербурга и Ленинградской области «Фирма Мелодия» играла особую роль. Благодаря ей мир услышал не только академическую музыку в исполнении ленинградских оркестров, но и узнал об именах ленинградского рок-клуба: Аквариум, Наутилус Помпилиус, Кино. С гораздо меньшим успехом бренд продолжал свою работу и в нулевых.

Однако, за последние годы в мире случился настоящий ренессанс винила. Пластинки вновь стали популярными, а ценители музыки всех стран ринулись их скупать. На прилавках появились виниловые записи современных исполнителей. Причем, как зарубежных, так и отечественных, вроде Полины Гагариной или SHAMANа.

При таком раскладе, шансы вновь занять свою нишу на музыкальном отечественном рынке у «Фирмы Мелодия» хорошие, уверяет музыкальный критик Олег Кармунин:

«Фактически заводов по производству винила в России не существует. Есть один в Москве и очевидно, что его мощностей для всей страны маловаты. Для меломанов большое значение имеют и те немногие крохи, что сегодня можно найти в виниловых магазинах. Даже во время санкций, когда тяжело стало отправлять товар из Европы в Россию, многие отечественные пластинки все-равно печатались в европейских странах. Такой высокий был спрос. Конечно, когда ввели санкции на винил, потребность в отечественном стала гораздо острее».

Как говорит Олег Кармунин, в той же Европе очереди на печать пластинок сегодня огромные – на месяцы вперед. И в России, вероятно, спрос будет не меньше:

«То, что завод будет востребован – это факт. Думаю, на несколько лет вперед его мощности будут загружены. Современный винил – это, по сути, мерч. То, что продают как сопутствующий товар, вроде футболок или худи. Исполнители зазывают винил не для того, чтобы стать известными, а чтобы свою фан-базу как-то кормить. Конечно, бренд «Мелодия» узнаваем. Несмотря на то, что их пластинки советского периода были самыми дешевыми, и у коллекционеров практически не ценятся. Но бренд производителя тут и не важен, на самом деле. Важнее то, что у России появится возможность печатать качественные пластинки. Это то, что действительно нужно и чего не хватает нашему музыкальному рынку».

Развитие для промышленности

Однако, какое-то кардинальное значение для экономики страны такое производство вряд ли будет иметь, полагает Никита Масленников, ведущий эксперт Центра политических технологий, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития:

«Конечно, все будет зависеть от объемов производства. Но сомневаюсь, что появление одного завода значительно повлияет на экономику. В этом решении ощущается скорее возникновение нового спроса и попытки решить вопрос с импортозамещением. Конечно, это будет важно с точки зрения новых технологических российских производств. Появление рабочих мест в отдельно взятом регионе и городе – тоже полезно. Но, чтобы это имело какое-то судьбоносное значение для экономики, – вряд ли. Ведь и спрос на данную продукцию пока есть у довольно узкой части аудитории. «Фирма Мелодия» известный производитель, несомненно. Хотя она больше знакома старшему поколению. Молодежь и без этого смогла вырастить и сложить свои музыкальные вкусы. Тем не менее, это по-своему новый бренд, который выходит на рынок. Это хорошо».

Куда важнее, как подчеркивает экономист, то, какие разработки будут вестись на данном производстве:

«В ходе производства могут быть предложены принципиально новые решения и разработки, которые подойдут и для других отраслей. Иметь возможность самим создавать такого рода продукцию – важно для развития промышленности и технологического процесса».

Дарья Нестерова

Фото: Дарья Нестерова/Online47; melody.su