8 сентября — День поминовения в память защитников Ленинграда, павших и живых, которые, несмотря на нечеловеческие условия, защищали осажденный врагом город на протяжении 872 дней. Блокада Ленинграда — это не просто эпизод Великой Отечественной войны, но одна из самых трагичных и героических страниц истории России и всего человечества. Как это было — в материале Online47.
«На всякий случай давай попрощаемся»
Каждый год все меньше остается очевидцев тех страшных дней, но память о них хранится в документах, письмах и дневниках, которые возвращают нас к тем событиям, помогают прочувствовать боль, страх и невероятную стойкость людей. Благодаря проектам по сохранению исторических материалов, таких как инициатива Президентской библиотеки, документы из личных архивов передаются для оцифровки и сохранения. Около 22 тысяч копий блокадных дневников, писем и других свидетельств стали доступны людям по всему миру. Это уникальные свидетельства о буднях осажденного города, полных голода, бомбежек и героической борьбы.
Эти документы позволяют потомкам узнать больше о жизни тех, кто оставался в Ленинграде в течение всей блокады. Воспоминания Юрия Хазанова, который писал своей жене: «Мы остались в Ленинграде. Буду ли жив, не знаю, выдержит ли мое сердце», отражают всю неопределенность и страх тех дней. Мужчина не был мобилизован из-за болезни сердца, но ежедневно вел дневник, описывая ужасы войны и свою борьбу за выживание.
«На всякий случай давай попрощаемся, мое счастье, ты со мной недолго прожила, но дала мне много счастливых минут…», — написано в его послании.
Трагические строки его дневника — свидетельства невыносимых условий жизни в осажденном городе: «Каждую ночь город горит и разрушается, каждую ночь бомбы врага летят на этот город, чудо архитектуры, каждую ночь гибнут люди. Люди голодают, люди не спят. Не сплю и голодаю и я…».
«Что же будет? Сегодня я еще жив. Но завтра меня может и не быть. Ежедневно враг совершает не менее 12 налетов на город. Днем я уже не могу спускаться в бомбоубежище, иду только ночью, потому что ночью творится кошмар. И вот мы сидим бледные, дрожащие с ужасом, застывшим в глазах, старики, дети, больные. Я еще должен сказать, что креплюсь, но есть люди, потерявшие самообладание, да и не мудрено…» — говорится в его записи, датированной 12 сентября 1941 года.
Последняя запись Юрия Хазанова сделана в феврале 1942 года, незадолго до его эвакуации, которая, к сожалению, не спасла его жизни — он умер по дороге в Нижний Новгород от истощения.
«…Я хочу жить, мне всего 27 лет, и я имею право на жизнь. Да! Должен быть поворот. 8 месяцев мучений при моих силах и здравии — это для меня через край», — это были последние слова в дневнике мужчины, который сохранился у его дочери.
«Неудачный культпоход!»
Не менее ценными являются дневники молодого Игоря Малахова, которому во время блокады было всего 16 лет. Его записи — две увесистые школьные тетради — детально передают реальность тех лет: культурная жизнь города, несмотря на все, продолжалась. В сентябре 1941 года он с друзьями пошел в кино, но даже там не обошлось без воздушной тревоги, что стало уже обычным при жизни в блокадном Ленинграде.
«Сегодня мы пошли в кинотеатр „Штурм“ смотреть „Светлый путь“. Пришли туда в 15:30, а ушли в 8 вечера. Во время сеанса было три тревоги (одна из них продолжалась час), и каждый раз мы выходили во двор. Неудачный культпоход!»
Осенью того же года театры и кинотеатры начали закрываться, электричество стало нерегулярным, а в домах становилось все холоднее.
В дневнике Игоря Малахова отражена не только физическая борьба с голодом и холодом, но и моральная стойкость — несмотря на ужасы войны, он продолжал мечтать о будущем, планировать посещение театров и обсуждать кинофильмы. Такие записи показывают, что даже в самые тяжелые времена человеческая душа стремилась к свету и надежде.
«Вначале жизнь города текла более или менее нормально: ходили трамваи и троллейбусы, горел свет, работали театры и кино… Уже с 1 декабря, сначала в частные квартиры, а затем и в учреждения, его стали давать нерегулярно: неделю горит, две нет... Затем сдал транспорт… Стала замирать культурная жизнь. Закрылись библиотеки. Перестали функционировать некоторые театры», — рассказывает в своих записях юноша.
Память о защитниках Ленинграда, тех, кто прошел через блокаду, важна не только как напоминание о стойкости и героизме, но и как урок для будущих поколений. Их жизнь, их подвиги и страдания никогда не должны быть забыты. 8 сентября — это день не только скорби по тем, кто погиб, но и дань уважения тем, кто выжил, кто продолжал бороться за свою страну и город, несмотря ни на что.
Фото: Валентин Илюшин/Online47