В Госдуме предложили запустить производство российских минивэнов для такси. С таким предложением к министерству промышленности и торговли РФ обратился первый заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия — За правду» Дмитрий Гусев. По его словам, многодетные семьи в России сталкиваются с тем, что в службе такси нет подходящих машин для перевозки большой семьи. Родители вынуждены заказывать по две-три машины, чтобы уместить всех детей. Отсутствие подобного класса авто становится проблемой и для маломобильных граждан, которым бывает сложно разместиться в обычном легковом автомобиле. Решить вопрос может серийное производство автомобилей, которые подойдут для семей с тремя и более детьми. В ходе заседания депутаты высказались положительно об инициативе и заявили, что подобный транспорт должен производиться по госзаказу. Но так ли легко сегодня запустить производство новых автомобилей в России, разбирался Online47.
Минивэн нужен всем
Потребность в таком классе автомобилей как минивэн, есть сегодня не только у многодетных и маломобильных, говорит исполнительный директор Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Игорь Муравьев:
«Минивэн – это востребованная история. Ну не повезете вы семью из 10 человек на одном легковом автомобиле. Нужно две, а то и три машины. То же самое и для маломобильных граждан. Загрузить в авто инвалидную коляску – сложно. Очевидно, что вопрос доступности минивэнов будет стоять, поскольку страна нацелена и на помощь семьям с детьми, и участникам СВО, которые могут попадать в категорию маломобильных граждан. Минивэн – очень интересный класс транспортного средства, в том числе, для бизнеса. Поле применения таких авто довольно широкое. Думаю, при участии наших партнеров из Юго-Восточной Азии организовать такое производство вполне реально. Запустить на наших производственных мощностях или сделать сборку собственной модели с использованием элементной базы партнеров – задача не такая сложная. Мы знаем сегодня вполне качественные китайские варианты минивэнов, которые приходят на смену европейским. Они могут стать хорошим ориентиром».
Однако, не стоит забывать про экономическую обоснованность, напоминает Игорь Муравьев. Если производство минивэнов будет обходиться стране слишком дорого, то их запуска вряд ли стоит ожидать в России:
«Надо понимать целесообразность разворачивания подобного производства. Посчитать количество потенциальных потребителей в каждом секторе, где машины будут использоваться: социальной сфере, бизнесе. Дать точную оценку смогут только собственники автомобильных заводов. Кроме того, не стоит забывать, что технологический процесс запуска не быстрый. Если в стране стоит задача в короткие сроки обеспечить многодетных и маломобильных граждан, то быстрее будет закупить транспорт у партнеров, локализовать или закупить у них всю необходимую комплектацию для сборки. Вариантов много. Но в перспективе производство минивэнов востребовано. Спрос на них, действительно, есть».
Почему цена «кусается»
Если же в России все-таки решат запускать собственное производство, на это может уйти десяток лет, предупреждает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:
«Ни самого производства, ни плана по запуску минивэнов в стране на сегодняшний день нет. Теоретически увидеть отечественные транспортные средства на наших дорогах мы сможем минимум через 10-12 лет, если начнем работать над этим прямо сейчас. Инициатива депутатов понятная и разумная, но в быстрой перспективе нереализуемая. Есть альтернативный вариант – китайские модели. Но на данный момент их завоз в Россию обходится крайне дорого из-за высокого утилизационного сбора. Такие машины будут стоить больше 4 млн рублей, что для такси абсолютно неприемлемо. Также мы видим, что все анонсируемые в последнее время отечественные авто стоят не меньше 3-4 млн рублей. Это та ценовая планка, которой производители будут придерживаться. Боюсь, для нашей страны это дорого. У большинства таких средств на покупку машины нет».
Решить вопрос за счет импорта из других стран тоже не получится. Большой проблемой для зарубежных автопроизводителей становятся меры технического регулирования:
«Помимо того, что мы утилизационным сбором надежно отгораживаемся от любого импорта, мы отсекли желающих еще и мерами технического регулирования, – отмечает Антон Шапарин. – То есть сертифицировать транспортные средства в России – тоже задача не из легких. Иранцы одно время хотели сертифицировать и продавать у нас свои машины. Но на рынке их, как мы видим, не появилось. Сертификацию они не прошли. Однако, их появление определенно повысило бы уровень конкурентности на авторынке и снизило бы цены. В противном случае, мы имеем дорогой отечественный автопром, который даже нам самим не по карману. Нужна конкуренция. Только тогда мы сможем говорить, если не о собственном производстве, то хотя бы о доступности иностранных минивэнов».
Дарья Нестерова
Фото: Валентин Илюшин/Online47