Цифровизация — неизменная составляющая жизни современного человека. Сложно представить будни без оплаты налогов или услуг ЖКХ онлайн. И даже записать ребенка в школу или получить статус многодетной семьи порой проще в интернете — через специальные сервисы. Но, конечно, цифровая трансформация была бы невозможна без людей, которые открыты к переменам и не боятся пробовать новое. Сегодня комитет цифрового развития Ленинградской области рассказал о том, каких результатов региону удалось добиться в 2024 году и как современные технологии меняют жизнь ленинградцев.
Главные успехи 2024
Цифровая трансформация — одна из пяти национальных целей развития России до 2030 года. Достигнуть высоких результатов в этом направлении старается и Ленинградская область. В электронную форму в регионе уже переведены все социально значимые услуги — порядка 90 видов. Важным достижением текущего года, как объяснил председатель комитета цифрового развития Ленинградской области Андрей Сытник, стало то, что 47 регион оказался лидером по Северо-Западному федеральному округу в рейтинге региональных руководителей цифровой трансформации.
Не менее значимой стала и цифровая зрелость Ленинградской области. Ее уровень составил 89,8%.
«Уровень цифровой зрелости у нас по сравнению с прошлым годом существенно вырос, — отметил Андрей Сытник. — На 1 декабря он составил 89,8% и мы надеемся, что к концу 2024 года цифра достигнет 90%. Также хотелось бы поблагодарить жителей Ленобласти за то, что мы имеем 73,9%, то 1,5 млн человек, которые пользуются Госуслугами. Этот показатель тоже растет, что говорит о цифровизации нашего региона».
Вместе с тем, 9 млн ленинградцев подали различные онлайн-заявки на получение разного рода услуг. Как заметили в комитете, это в 3 раза больше, чем за 2023 год.
Сейчас Ленинградская область заинтересована в трех основных направлениях, которые взаимосвязаны и будут развиваться параллельно друг другу.
«Прежде всего, мы заинтересованы в появлении и развитии цифровых сервисов, которыми могут пользоваться жители, власти и бизнес, — пояснил руководитель комитета. — Такие сервисы должны быть доступны. Но, конечно, их работа немыслима без качественной мобильной связи и интернет-соединения. Эту задачу мы решали в прошлые годы и продолжим в 2025 году. Третий важный аспект — безопасность таких сервисов. Необходим цифровой суверенитет: все данные ленинградцев должны быть надежно защищены. К этому мы также приложим все усилия».
Польза Госуслуг
Особым спросов, как уже отмечалось, пользовались в текущем году сервисы на базе Госуслуг. Самыми популярными из них стали:
- предоставление земельного участка в аренду (24,2 тысячи заявок);
- техосмотр самоходных машин (13,2 тысяч заявок);
- госрегистрация самоходных машин (6,5 тысяч заявок).
Более того, 80% заявлений в вузы в этот год подавались в Ленобласти именно через Госуслуги. А детей в 1 класс через электронный сервис записали 73% жителей области.
Также Андрей Сытник напомнил, что информационная система «Современное образование Ленинградской области» (ГИС «СОЛО») сегодня тоже переходит на работу через Госуслуги:
«Необходимость перевести ГИС «СОЛО» на базу Госуслуг — требование федерального уровня. То есть, такую процедуру сегодня проходим не только мы, но и другие регионы. Стоит понимать, что в системе хранятся есть не только электронные школьные дневники, но и много конфиденциальных данных, которые должны быть гарантировано защищены. И пока самый безопасный способ — это вход в систему через Госуслуги. Так что такое решение было продиктовано необходимостью защиты наших граждан», — пояснил он.
Искусственный интеллект
Отдельным пунктом в комитете цифрового развития Ленобласти выделили внедрение искусственного интеллекта в регионе. В работе сервисов его используют еще с 2021 года. Сейчас эти технологии применяют для различных сфер жизни ленинградцев:
«Помимо традиционных колл-центров, использовался искусственный интеллект и в системе безопасного города — для распознавания лиц. Очень активно ИИ мы использовали в системе здравоохранения. В частности, с его помощью проводится маммография. Также в этом году мы завершаем подключение к единой централизованной системе «МосМед ИИ», где будет доступно гораздо больше различных детекторов для распознавания. Мы ожидаем, что в 2025 году произойдет еще больший рост и поддержка нашего медицинского персонала», — пояснил Андрей Сытник.
Не обходится и без помощи госорганам. Комитет старается систематизировать рутинную работу, чтобы власти могли больше времени посвятить решению региональных задач, а не бюрократическим процессам:
«Сотрудники администрации пишут много типовых писем друг другу, на что уходит время. В этом вопросе система поддержки принятия решений нам поможет, и мы сможем более оперативно, эффективно делать свою работу. Конечно, для этого понадобятся и профессиональные кадры. Мы открыты для желающих и готовы принять тех, кто готов сегодня вместе с нами работать над цифровизацией и развитием электронных сервисов, которые делали бы нашу жизнь лучше и проще».
Фото: Валентин Илюшин/Online47