Психологическое здоровье ребенка – важный аспект для его правильного и своевременного развития. Однако, в век технологий и быстрого темпа жизни родители не всегда находят время, чтобы пообщаться с ребенком и увидеть, что у него что-то не так. А замечая, многие не знают, как ему помочь. Что делать, если ребенок отказывается ходить в школу, причиняет себе вред или бурно переживает первую неразделенную любовь. О том, какие системы оказания психологической помощи детям существуют в Петербурге и Ленобласти эксперты поговорили накануне на пресс-конференции «Психологическое здоровье ребенка: система оказания профессиональной помощи» в ТАСС.
Не нужно бояться врачей
Кризисные состояния современных подростков во многом формируются мировой тенденцией фокусироваться на материальном, рассказал заведующий кафедрой психиатрии и наркологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Северин Гречаный:
«Часто критические для ребенка моменты завязаны на физическом, телесном. Подростки не принимают свое тело. И эта особенность не только России, но и всего мира. На сегодняшний день, ¾ детей, которым оказывается психологическая и психическая помощь – это именно подростки. Кризисы для этого возраста нормальны. Но именно психотерапевты играют важную роль в том, чтобы объяснить, что происходит с подростком и как ему выбраться из этого состояния. Знаю, что многие родители, да и дети сами, боятся обращаться за помощью, особенно, когда речь идет о психиатрии. Но бояться этого не стоит. Практика говорит нам, что 80% таких детей не обращаются к психиатру во взрослом возрасте. Большинство ведут самую обычную жизнь, адаптируются к социуму. Иногда эти процессы затягиваются, поскольку сегодня в обществе наблюдается тенденция замедленного пубертата и взросления. Но важно понимать, что чаще всего мы имеем дело с обычным формированием психики, которое происходит в детстве и подростковом возрасте».
С ребенком нужно разговаривать
Однако, обращаться за специализированной помощью боятся сегодня не только родители подростков, но и родители детей младшего возраста. Часто несвоевременное обращение к психологам ведет за собой проблемы, с которыми ребенок потом может бороться всю жизнь, отмечает доцент факультета клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Татьяна Маликова:
«Если у ребенка наблюдается задержка в развитии или у родителей есть хотя бы малейшее беспокойство на этот счет, всегда обращайтесь за консультацией к специалистам. Если малыш начал поздно держать ложку или разговаривать – это повод насторожиться. Не нужно бояться, что ребенку поставят какой-то диагноз. Лучше проблему решить до 6-7 лет, иначе потом это будет сделать сложнее».
Следующим сложным этапом для родителей, как рассказала эксперт, может быть школа:
«Когда ребенок только поступает в школу, то проходит много тестовых процедур. Для него это стресс. То же происходит при переходе из младшей школы в среднюю. Все эти стрессовые факторы, в итоге, негативно влияют и на ребенка, и на его способности к обучению. В дополнение появляются высокие требования от учителей и родителей. Это ведет к тому, что у нас сегодня уже в 5-6 классах дети заявляют, что не хотят ходить в школу и готовы перевестись на дистанционное обучение. Кроме того, теряется межпоколенная связь. Часто родители отдают ребенка в школу и перестают интересоваться его состоянием. Волнуются только о домашних заданиях. На сегодняшний день к нам часто обращаются родители детей 10-12 лет, которые уже не могут найти общий язык со своими детьми. Нам приходится заново формировать доверие, которое, по большей части, теряет именно родитель, когда дает в руки ребенка телефон и забывает, что с ним нужно общаться».
Старший преподаватель кафедры клинической психологии и психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Мария Жвакина также подтвердила, что работу с детьми важно начинать с самого раннего возраста. По ее словам, подготовить к процессу воспитания необходимо и самих родителей. Особенно психологическую помощь и поддержку нужно оказывать тем парам, где есть риск рождения малыша с патологиями. Как считает эксперт, во многом будущее здоровье и психологическое состояние такого ребенка будет зависеть от того, как себя будет чувствовать его мама. Готова ли она работать с новорожденным, может ли принять диагноз, который ему поставят врачи.
Где помогут ребенку
Как рекомендуют специалисты, обращаться за помощью лучше всего в бюджетные и государственные организации. В таких учреждениях можно быть уверенными в том, что специалист имеет необходимый диплом и хорошо знаком со своей сферой. Помочь ребенку в Ленобласти могут в:
- районных Центрах социальной помощи семье и детям;
- школе, детском саду или поликлинике, куда ходит ребенок;
- 576-10-10, 8-800-2000-122 – телефон круглосуточной психологической и психотерапевтической помощи бесплатно;
- 708-40-41 – телефон экстренной психологической помощи для детей, подростков и родителей Института психотерапии и консультирования «Гармония». Круглосуточно, анонимно, бесплатно;
- 369-99-99 – телефон доверия экстренной психологической помощи Северо-западного центра экстренной психологической помощи МЧС Круглосуточно, анонимно, бесплатно.
- 344-08-06 – телефон экстренной психологической помощи семье и детям.
Если же у ребенка в возрасте до 3 лет наблюдаются проблемы с развитием, то родители могут обратиться в государственную организацию социального обслуживания «Служба ранней помощи детям». Такие есть в каждом районе Ленобласти.
Фото: Валентин Илюшин/Online47