В 2024 году в российских школах и вузах появятся уроки кибербезопасности. Сейчас программу будущего курса разрабатывают Минфин, Минпросвещения и Минобразования. В рамках нового курса студентам и школьникам планируют рассказывать о способах защиты личных данных, противодействии социальной инженерии, а также о том, что такое фишинг и дропперство. Главным образом, говорят в министерствах, предмет будет направлен на то, чтобы научить молодое поколение защищаться от финансового мошенничества в интернете. В игровой форме с ребятами будут отработать навыки быстрого и осознанного распознания противоправных действий на финансовом рынке. Online47 узнал у экспертов, почему детям нужна защита в сети.
Интернет становится опаснее
Кибербезопасность и искусственный интеллект – это сегодня одна из важных тем государственного уровня. Об этом специалисты, например, говорили летом в рамках Петербургского международного экономического форума. Как объяснила тогда начальник Управления президента Российской Федерации по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи Татьяна Матвеева, перед властями стоит непростая задача:
«С одной стороны, мы должны соблюдать интересы граждан, государства, противодействовать деструктивной информации, которая порождается в том числе с использованием технологии искусственного интеллекта. С другой, не должны препятствовать развитию технологий и прогрессу».
Шла речь и об экономической безопасности в сети. Как рассказала директор центра цифровой экономики и финансовых инноваций МГИМО МИД России, несмотря на все защитные меры со стороны банков и государства, проблема только набирает обороты в рамках целой страны.
Только за прошлый год в России было совершено 677 тысяч IT-преступлений, а ущерб от них составил более 156 млрд рублей.
Специалистов озаботило и то, что сперва люди становятся жертвами экономического мошенничества, а затем под манипуляциями идут на настоящие преступления: поджигают банкоматы, релейные шкафы, бросают горящие смеси в здания. А это уже становится вопросом национальной безопасности.
Все это стало причиной, почему власти стали говорить о кибербезопасности, особенно среди одной из самых незащищенных групп населения – детей.
Что говорят эксперты
Как объяснил в беседе с Online47 заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, директор школы Евгений Ямбург, говорить с детьми сегодня нужно не только о финансовом мошенничестве, но и о любом виде фейковой информации:
«На фейковую информацию сегодня можно наткнуться без труда. Уже и кибервойны стали реальностью. Детей нужно учить противостоять этому едва ли не с 1 класса, потому что у нас и младшеклассники, и даже в старших группах дети, уже работают с 3D принтерами, электронными микроскопами, пользуются гаджетами. Поэтому мера, как никогда, востребованная. Другое дело, что вводить для этого отдельную дисциплину в школах я бы не стал. Информация должна быть интегрирована в другие предметы. Быть не главной, но сквозной во всей образовательной программе. Что-то должно быть рассказано на уроках информатики, что-то на истории. Порционно».
При этом, научить школьных преподавателей основам кибербезопасности труда не составит, считает эксперт. По его словам, знать их в век развитых технологий должны все учителя без исключения.
С тем, что детям сегодня важно уметь защищать себя не только от финансового мошенничества, но и от информационного, согласна и Лариса Санатовская, российский общественный деятель, исполнительный директор Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей»:
«Одно дело заниматься пропагандистской работой и рассказывать детям о важности внимания по отношению к тем электронным средствам, которыми они пользуются. И совсем другое – системная работа с практической составляющей. Она, безусловно, только в плюс, потому что, научив ребят правилам безопасности, мы защищаем их и от казуистики, которая есть в сети. Это задача родителей, министерства просвещения и всех тех государственных ведомств и структур, которые работают над патриотическим воспитанием детей и сохранением ценностей. Дети вовлекаются в разные организации в сети из-за уверенности в том, что они всегда смогут оттуда уйти. Но без серьезного сопровождения со стороны взрослых в этом вопросе, боюсь, не обойтись».
Лариса Санатовская тоже предполагает, что преподавать кибербезопасность будут те же педагоги, кто уже работает в школах. Несмотря на то, что многие из них сегодня в довольно преклонном возрасте, научить их азам можно.
«Мы должны уважать и ценить те кадры и педагогические ресурсы, которые имеются в арсенале тех или иных образовательных учреждений, потому что это всегда кладезь знаний и опыта. К тому же возрастная составляющая в этом вопросе, на мой взгляд, вторична, – объясняет Лариса Санатовская. – Возраст не лежит в основе того, сможет ли учитель изучить кибербезопасность и поделиться этим знанием с детьми. Важнее заинтересованность и адаптивность педагога. Но, прежде всего, это задача самого образовательного учреждения. Государство создает множетсво альтернативных механизмов по работе с детьми. В школах появляются связующие звенья между управленческой структурой образовательного учреждения и родителями, помощники директоров, разные представительства и комитеты. Найти кадры для преподавания можно, если такая потребность есть».
Главное, говорит эксперт, воспитать тех специалистов, которые будут понимать возрастной ценз ребенка, технические вопросы того, как работает киберпространство, и грамотно будут подходить к тому, что они преподают и как преподносят это школьникам.
Дарья Нестерова
Фото: Валентин Илюшин/Online47