В Молдавии почти подсчитали все голоса, которые отдали избиратели, как на выборах президента, так и в ходе референдума об евроинтеграции страны. В результате за курс в Евросоюз высказалось порядка 50, 7% граждан, а за действующую главу государства Майу Санду и того меньше. В связи с этим в стране пройдет второй тур президентских выборов, в котором противостоять ей будет Александр Стояногло, набравший 26,3% голосов. Online47 постарался разобраться, почему так много людей на референдуме высказались против, какие угрозы скрыты за этими планами, а также ознакомился с кандидатами.
Вездесущая «рука Кремля»
Несмотря на то, что большинство людей высказалось в пользу евроинтеграции, проголосовало за Майу Санду, власти западных стран все равно учуяли во всем происходящем козни России. Во всяком случае, об этом заявил Петер Стано, официальный представитель внешнеполитической службы Евросоюза. Причем он указал не просто на какое-то там влияние, а на «беспрецедентное вмешательство».
В целом интерес России к событиям в Молдавии вполне объясним, как и трепетное отношение к этим процессам со стороны коллективного Запада. Дело в том, что действующая власть ведет страну к тому, чтобы сделать из нее еще одну точку напряженности для Москвы.
Но в то же время, если уж говорить о каких-то вмешательствах, то вопросы вызывает как раз-таки неожиданная и резкая прибавка голосов в пользу Европы и Санду уже в завершение процедуры подсчета, которая и перевернула его исход. Об этом высказался и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, заявив, что механические труднообъяснимые темпы прироста голосов были очевидны. Также он обратил внимание на то, что избирательная кампания проходила в несвободных условиях.
«Оппозиционные силы были лишены возможности заниматься какой-либо агитацией, по сути, заниматься электоральным процессом, они преследовались, их бросали в тюрьмы, их подвергали допросам, их не пускали в страну, закрывали СМИ, блокировали интернет ресурсы, — заявил Дмитрий Песков. — То есть в условиях даже вот такой несвободной избирательной компании, мы видим, как много людей не являются сторонниками идеологии действующего президента Майи Санду».
Не для всех
На самом же деле результаты выборов вполне укладываются в логику вещей, ведь Молдавия вовсе не монолитное государство, а, несмотря на скромные территориальные масштабы, обладает, в общем-то, свойствами разделенной страны. Подробнее о том, почему люди высказались против, в беседе с Online47 объяснил политолог, член совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдан Безпалько.
«Молдавское население в принципе нельзя назвать однородным, есть как сторонники, так и противники сближения с Европой, включая приверженцев традиционных ценностей, русского мира, хоть их и меньше уже, чем когда-то. Есть Гагаузская автономия, которая выступала против Евроинтеграции, потому что для них это может означать. Также нужно отметить Приднестровье, население которого, впрочем, не принимало участие в референдуме, так как его жителей в принципе блокировали как участников голосования, — отметил Богдан Безпалько. — Все это и объясняет такое разделение Молдавии примерно пополам. Конечно, здесь не стоит сбрасывать со счетов фальсификацию, которую, я думаю, неизбежно проводили в сторону позитивного ответа на референдум. Причем количество таких голосов может составлять совсем небольшой процент, но в то же время иметь решающее в значение».
Подобное, по словам спикера, наблюдалось во время голосования об отделении Квебека от Канады, когда исход зависел от 50 тысяч фальсифицированных голосов. Что же касается голосования в Молдавии, то позиция против евроинтеграции объясняется, в том числе, угрозой насильственной «румынизации». Для нынешних властей республики, эти процессы носят одновекторный характер.
«Евроинтеграция через Румынию. Уже сегодня у большинства представителей молдавских элит есть румынский паспорт. У Санду тоже есть. Поэтому, конечно, этот фактор на некоторых людей влияет негативно, — объяснил Богдан Безпалько. — Что же касается выборов президента, то для России действительно приоритетней Александр Стояногло, но Молдавия — парламентская республика, поэтому президент в ней не играет такой уж большой роли. К тому же нет совершенно никакой уверенности в том, что этот кандидат, заняв президентский пост, развернет страну от тех процессов, которые уже идут. Ведь он тоже сторонник евроинтеграции, просто на несколько иных принципах».
Фото: Pxhere.com