Новый подход к профобразованию: Ленобласть может перейти на трехступенчатую систему обучения

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Поможет ли это сократить путь к трудоустройству и решить нехватку кадров в регионе — разбирались в материале Online47

В Ленинградской области планируют перейти на новую трехступенчатую систему профессионального образования, которая нацелена на формирование востребованных специалистов для ключевых отраслей региона. Этот подход, предложенный губернатором Александром Дрозденко, предполагает оптимизацию учебного процесса и упрощение пути от школьной парты к рабочему месту, чтобы обеспечить квалифицированные кадры и сократить кадровый дефицит в регионе. Online47 выяснил, что предполагает такая инициатива.

Профильные классы и новая структура подготовки

Введение трехступенчатой системы в Ленинградской области станет частью единой модели профориентации, охватывающей школы, колледжи и вузы. Как подчеркнула председатель регионального комитета общего и профессионального образования Вероника Реброва на заседании правительства, для школьников обязательными станут еженедельные занятия курса «Россия — мои горизонты». С помощью этого курса ученики смогут получить общее представление о современных профессиях и специфике регионального рынка труда.

В 2024/25 учебном году в школах региона уже открыто 146 профильных классов по направлениям, включающим инженерные, электротехнические, IT, судостроительные, аграрные и психолого-педагогические специальности. В следующем году планируется открытие еще 141 класса, а также создание дополнительных трех профильных кластеров, ориентированных на узкоспециализированные профессии.

Губернатор Александр Дрозденко выразил свое видение дальнейшего развития профподготовки, указав на необходимость адаптации обучения под нужды реальной экономики:

«Своих детей, наших школьников, мы должны ориентировать на те специальности, которые дефицитны, которые высококвалифицированны, и которые требуют затрат, инвестиций».

Он также подчеркнул важность сокращения сроков подготовки:

«Я считаю, нам нужно переформатировать СПО и сделать возможным получение высокой специальности и квалификации в течение года, не более. Если он закончил школу, то что его дальше обучать? Было бы хорошо вообще профессиональным навыкам обучать за полгода. Дальше СПО — профессиональный синий воротничок, до трех лет. И дальше уже возможность поступления в вуз, и до 5 лет получение специализации».

Такой подход позволит сосредоточиться на профильной подготовке и минимизировать время, необходимое для освоения базовых профессиональных компетенций.

Не пропустите

Взгляд со стороны

Идею перехода на трехступенчатую модель профобразования положительно оценили в Законодательном собрании Ленинградской области. В беседе с Online47 депутат Заксобрания, председатель постоянной комиссии по образованию, науке, культуре, туризму, спорту и делам молодежи Марина Левченко подчеркнула, что такой подход отвечает требованиям времени.

Реализация этой модели является важным шагом, поскольку профессиональное образование необходимо не только выпускникам, но и взрослым, заинтересованным в смене профессии:

«Я положительно оцениваю такую инициативу губернатора. Очень своевременно и положительно. Сейчас образование получают не только выпускники, но и люди более взрослые, которые хотят сменить профессию, получить какую-то другую. Они смогут обучаться, а если понравится, то будут совершенствоваться дальше».

Если говорить о проблеме кадрового голода, то трехступенчатая система может стать одним из шагов к решению вопроса, однако полная реализация возможна только при поддержке работодателей.

«Все будет зависеть и от руководителей предприятий, и от частных работодателей — как они будут агитировать, как будут поддерживать таких сотрудников, возможно, назначая стипендии на время обучения», — отметила парламентарий.

Поддержка работодателей и регулярное содействие профессиональной ориентации также станут важным элементом профподготовки. Важной мерой стоит считать целевые направления и экскурсии на производственные предприятия, что поможет будущим выпускникам лучше понять реальность профессий и подготовиться к ней.

«Чем больше будет экскурсий на производство, тем лучше. Чтобы дети не боялись и не думали, что доярка с ведром ходит и хвосты крутит, как это вот было раньше. Сейчас это уже высокотехнологическое производство. Я думаю, что, может, многих и заинтересует», — пояснила Марина Левченко.

Таким образом, новый подход к профессиональному обучению в Ленинградской области нацелен на формирование мощного кадрового потенциала для предприятий региона. В ходе реализации трехступенчатой системы будут оценены возможные недостатки, и по мере развития программы она станет более гибкой и адаптируемой, позволяя каждому выпускнику школы найти свой путь к востребованной специальности.


Елизавета Нуждина

Фото: Валентин Илюшин/Online47