Платить все равно придется: в России предложили возмещать ущерб от ДТП из фонда страховых компаний

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Это даст гарантированную защиту автовладельцам, но положит дополнительную нагрузку на РСА

В России хотят изменить правила возмещения по ОСАГО. В Госдуме предложили возмещать ущерб пострадавшим, даже если у виновника ДТП нет полиса страхования. Выплачивать их планируют из фонда РСА. Сейчас получить компенсация оттуда можно только, если был нанесен вред жизни и здоровью. В остальных случаях получить компенсацию с виновника можно только через суд. Как объяснили автоэксперты в беседе с Online47, такой подход даст больше гарантий автовладельцам на то, что они смогут получить компенсацию после аварии. Но предупреждают, что это может повысить стоимость самого ОСАГО.

Белорусскую модель за основу

Как пояснили в Госдуме, основная цель законопроекта — защитить законопослушного водителя. В стране только за прошлый год было порядка 7% водителей без ОСАГО – несколько миллионов человек. При этом, жертвой недобросовестных нарушителей в итоге становятся ответственные и честные автовладельцы. В итоге был предложен вариант, при котором страховые обязаны возмещать ущерб пострадавшим, вне зависимости от тяжести ДТП.

Аналогичная практика выплат сейчас работает в Белоруссии и там подобный подход зарекомендовал себя очень хорошо, рассказал вице-президент президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:

«С ОСАГО ситуация в стране непростая: РСА стимулирует людей страховаться только за счет штрафов, но при этом тарифы в России в 3-5 раз выше, чем в той же Белоруссии. Кроме того, размер выплат у нас считается по справочнику запчастей, где цены значительно занижены и не покрывают реальных расходов. Все это вело нас к тому, что необходимо было повышать устойчивость системы ОСАГО. За основу была взята белорусская модель, где пострадавшему не нужно после аварии бегать за виновником, если вдруг у того не оказалось полиса страхования. Им будет заниматься профильное бюро. Это дает участнику дорожного движения гарантию, что ущерб будет возмещен, даже если организатор ДТП не был застрахован».

При этом от самих страховщиков никаких дополнительных трат не понадобится, уточняют в союзе, поскольку компании смогут списать потраченные суммы с виновника ДТП через суд.

Пусть контролирует государство

То, что автовладельцы получат дополнительные гарантии на выплату – определенный плюс вводимой системы. Но есть и минусы, подчеркивает автоэксперт Петр Баканов:

«Подобные выплаты могут побудить автостраховщиков поднять стоимость ОСАГО, поскольку они захотят компенсировать убытки. Соответственно, это может стать причиной, почему еще меньше людей будет покупать страховой полис. Но не стоит забывать, что страховые зарабатывают приличные деньги, как минимум за счет добросовестных водителей, которые ежегодно оплачивают ОСАГО и ездят без аварий. Так что, на мой взгляд, подобная система выплат не станет для компаний обременительной».

Вместе с тем, инструмент влияния и давления на недобросовестных участников ДТП, не имеющих полис, нужен, уверен эксперт:

«Это правильный подход, чтобы максимально пострадавшую сторону освободить от тяжкого бремени разбирательства. Тем более, если человек получил вред здоровью и восстанавливается в больнице. Во время лечения ему просто некогда заниматься виновником ДТП и попытками взыскать с него деньги. Такие истории, как показывает практика, длятся потом годами. Так пусть это решают страховщики. Ведь когда мы говорим о страховании гражданской ответственности, то имеем ввиду, что все машины, которые выехали на дорогу, застрахованы, и контролировать это должно государство. Это не вина автовладельца, что в него врезался кто-то без страховки».

Дарья Нестерова

Фото: Валентин Илюшин/Online47