Вчера президент России Владимир Путин утвердил обновленную ядерную доктрину. Теперь Россия может прибегнуть к ядерной силе, если применение любых оружий массового поражения другими странами грозит ее суверенитету. Кроме того, массированный старт военных самолетов, крылатых ракет, беспилотников и других летательных аппаратов при пересечении российской границы также может быть поводом к использованию ядерных боеголовок. Несмотря на то, что для России такое орудие по-прежнему остается крайней мерой, на Западе новая доктрина вызвала нешуточный переполох в СМИ. Online47 поговорил с экспертами о том, как стоит воспринимать нововведения и чем продиктована их необходимость.
Звучит пугающе
Новая доктрина не осталась без внимания за рубежом. Западные СМИ попытались самостоятельно дать оценку происходящему.
«Решение изменить официальную ядерную доктрину России является ответом Кремля на обсуждения в США и Великобритании вопроса о том, давать ли Украине разрешение на запуск обычных западных ракет по России», — полагают в британском издании Reuters.
«Новая формулировка оставляет открытой дверь для потенциального ядерного ответа на любую воздушную атаку — преднамеренная двусмысленность, направленная на то, чтобы заставить Запад еще сильнее сомневаться по поводу разрешения ударов вглубь России», — отмечают в американском Associated Press.
В немецком же издании Spiegel уверены, что новая доктрина – элемент запугивания и никаких реальных последствий не последует:
«Ядерное государство, которое ослабляет правила использования своего ядерного арсенала, — это звучит пугающе. Однако именно на этот эффект и был расчет. С тех пор как Путин приказал атаковать Украину в 2022 году, он неоднократно угрожал применением ядерного оружия и приводил арсенал в состояние повышенной готовности, об изменении доктрины также было объявлено давно. Однако на самом деле, несмотря на эти угрозы, Путин до сих пор игнорировал все свои собственные красные линии», — пишет издание.
Ответ на агрессивные выпады Запада
У России, к сожалению, не остается другого выбора, кроме как идти по пути эскалации, считает Николай Межевич, президент Ассоциации прибалтийских исследований, главный научный сотрудник центра белорусских исследований Института Европы РАН, эксперт МИМРД МПА СНГ:
«Если наши оппоненты наращивают вооружение, вынуждены и мы, — объяснил эксперт в беседе с Online47. — И новая ядерная доктрина — это адекватный гарантированный ответ на подобные выпады Запада и Украины. Пока что этот ответ в форме документа, но будем надеяться, что таковым он и останется. Потому что, если дойдет до реальных действий, то речь будет идти о еще более тяжелом военном конфликте – в ядерной сфере».
Кроме того, немаловажным в новом документе является пункт о защите нашего союзника и соседа – Белоруссии. При этом, поддержка и готовность оказать помощь этой стране – не сиюминутный каприз, подчеркивает Николай Межевич. Это стратегический курс России, где ее действия и планы стыкуются с интересами Белоруссии и Александра Лукашенко.
«Кроме того, новая доктрина – элемент ядерного сдерживания. Мы видим, что появился пункт о том, что страны, не имеющие ядерные боеголовки, но вступающие в альянс с ядерными государствами, тоже понесут ответственность. Такой сценарий сейчас развертывается на Украине. Страна не имеет ядерного оружия, но угрожает им России. Вероятно, за их спиной оказываются Соединенные Штаты. Ведь мы видим, что удары по Брянской области наносились именно американским оружием. То есть о каком-то смене политического курса в США мы говорить не можем. Трамп выиграл выборы, но в должность еще не вступил. Каких-то изменений в военной и политической повестке мы сможем ожидать лишь после официальной процедуры инаугурации новоизбранного президента. Но пока придется принимать все необходимые меры в ответ на западную агрессию».
Фото: Валентин Илюшин/Online47