Председатель Государственной Думы РФ Вячеслав Володин призвал провести обсуждение возможностей снижения нагрузки на школьников и целесообразность ОГЭ. В нижней палате парламента страны считают, что текущий объем заданий приводит к физической усталости и эмоциональному истощению детей. Более того, из-за такого положения дел некоторые учащиеся могут полностью утратить учебную мотивацию. Online47 обсудил сложившуюся ситуацию и пути ее решения с Борисом Куприяновым, профессором департамента педагогики института педагогики и психологии образования МГПУ.
Перемены нужны, но
Нормализация нагрузки школьников вещь важная и полезная, считает эксперт, учитывая, что в 9-м классе идет нагрузка по разным предметам, нет какой-то концентрации на ключевых. Однако следует понимать, что реализация нормативных актов останется за школами, а они представляют собой достаточно сложную и медленно изменяющуюся систему.
Поэтому, даже если Госдума РФ примет решение, для его успешной реализации потребуется очень серьезная работа с педагогами. Процесс этот должен затрагивать целый комплекс вещей, но не одномоментно, а посотенно. Чтобы, например, каждый учитель в стране шаг за шагом научился нормировать домашнее задание.
«Мы привыкли к тому, что каждый учитель задает такой объем домашнего задания, который он считает нужным. И этим мы приучаем ребят к тому, что выполнить все задания способны только единицы, особенно трудолюбивые и способные учащиеся. В результате остальные дети привыкают попросту не делать его, мы приучаем их «необязательности». Из этого следует, что домашнее задание должно быть таким, чтобы и времени на него было достаточно у школьника, и возможностей, — отметил Борис Куприянов. — В идеале нужна дифференциация в зависимости от уровня подготовки ученика, разные домашние задания. Есть такая книга, написанная советским историком-педагогом, методистом Нейтом Дайри «Основное усвоить на уроке», этого и нужно добиваться. Домашнее задание должно быть повторением материала».
Нагрузка на учителей
Нельзя назвать одну конкретную причину того, что система обучения сегодня пребывает не в лучшем состоянии. Как считает эксперт, свой вклад вносит и тенденция утраты дидактической культуры. Трудности вызывает и то, что многим учителям приходится перерабатывать.
«Сегодняшний учитель вынужден работать далеко не 18 часов, а в лучшем случае на полторы ставки. В результате в голове удержать учебные задачи становится трудно, не то что, учитывать, сколько времени каждый отдельный ученик потратит на изучение предмета. Всё это якобы мелочи, но дьявол, как известно, кроется в деталях. Нам нужно уменьшать нагрузку на учителя, как бы печально это не звучало для бюджета нашей страны, но человек должен, даже не за 18, ну, за 22 часа получать достойную зарплату. Чтобы у него не было необходимости брать дополнительные нагрузки на себя, — подчеркнул Борис Куприянов. — Вопрос заключается в том, что мы отдельными решениями ситуацию вряд ли сможем изменить. Нужен нормальный системный подход, а инициативы вроде освобождения от ОГЭ или ЕГЭ никакого толку не принесут. И без них дети раньше отказывались делать домашнее задание, переживали из-за плохих оценок, порой доходя до крайностей».
Нужно ли убирать ОГЭ
Все вопросы, касающиеся образования, не терпят спешки, а требуют очень серьезного, вдумчивого, занудного обсуждения. И хоть многие россияне любят рубить с плеча, новое, не значит лучше. Те люди, которые убеждены в том, что раньше было лучше, во многом ошибаются, просто так называемый прессинг детей со стороны учебного процесса не выставлялся напоказ.
«Не нужно утрировать, у нас из ОГЭ и ЕГЭ просто уже сделали громоотвод, и вот они, как чучело, которое на масленицу сжигают, а все вокруг радуются. Сам я прекрасно вижу все недостатки в этой практике, но в целом поддерживаю. Главное их достоинство в том, что они поставили всех обучающихся в одни стартовые условия. И сегодня во всем мире борются против образовательного неравенства, а мы рассуждаем о том, чтобы убрать итоговые экзамены. У них есть недостатки, но это не повод все отменять, а повод продолжать работу над их усовершенствованием. И за прошедшие 15 лет ЕГЭ и ОГЭ серьезно изменились в лучшую сторону, это тоже нужно учитывать, — заметил Борис Куприянов. — Но в то же время у нас пытаются все плохое, что есть в образовании, свалить на эти ОГЭ и ЕГЭ, которые выбиваются из общего ландшафта, ведь очень удобно в них все эти недостатки растворить».
Между тем разговоры о том, что учителя перестали учить, а только натаскивают на сдачу итоговых экзаменов, имеют место. Но связаны они не столько с ЕГЭ и ОГЭ, сколько с подходом образовательной системы. Учителей застращали, считает эксперт, сегодня все работает в школе таким образом, что ее деятельность оценивают по итоговым баллам учащихся. Но и эту ситуацию можно переломить, сняв это требование.
«В какой-то момент у нас даже губернаторы отвечали за общие показатели по ЕГЭ и ОГЭ, — заметил Борис Куприянов. — Но для ребенка их оценки еще и показатель мотивации обучения, то есть это нормальный комплексный инструмент. Да, его надо дорабатывать, да, в нем не все идеально, но мы не можем, потратив кучу времени, сил, энергии на то, чтобы как-то эти инструменты выстроить, взять и отбросить их в сторону. Нужно доводить все до ума, комплексно».
Фото: Валентин Илюшин/Online47