Календарный год приближается к завершению, и Ленинградская область подводит итоги — от экономических рекордов до социальных инициатив. Но что скрывается за этими успехами, с какими вызовами сталкивается регион сегодня и что ждет его впереди? В интервью Online47 Сергей Бебенин, спикер Законодательного собрания Ленобласти, приоткрывает закулисье работы парламента, рассказывает о ключевых решениях и делится мыслями о будущем региона.
— Календарный 2024 год уже близится к концу. Какие промежуточные итоги вы бы подвели на сегодняшний день?
— До конца года еще месяц, хотя, в принципе, понимание уже есть. Мы посчитали доходы, когда корректировали бюджет, посмотрели: 45 миллиардов рублей плюсом к плану, который был у нас с учетом корректировок в течение года. Очень неплохой результат. Для нас это подспорье хорошее, потому что, сами понимаете, бюджет сейчас у нас, надо прямо говорить, — бюджет военного времени. Мы приличные деньги тратим, в том числе на поддержку участников СВО и их семей, восстановление Енакиево и другие проекты.
А дополнительные доходы в том числе позволят поддержать социальную сферу, дорожников, здравоохранение. Динамика сохраняется уже последние десять лет.
— Если говорить о работе Законодательного собрания с начала года, то какие инициативы депутатов для вас особенно запомнились?
— Все они важные и интересные. Мы не занимаемся сочинением новелл, а ведем плановую работу. Главное для нас — это наша экономика, обеспечивающая доходы бюджета. Это подкрепляет выполнение обязательств государства: финансирование объектов и услуг для населения, предусмотренных законодательством.
Естественно, у нас формируется план на год, каждая отрасль получает свою сумму поддержки. В структуре финансирования рассматривается перечень запланированных проектов: новое строительство, ремонт, текущее финансирование. В общем, все, что связано с функционированием каждой отрасли. С середины года эта часть уже прорабатывается. Комиссии смотрят и утверждают бюджет, в котором четко прописано, что будет профинансировано. Комитет финансов следит за равномерным освоением средств, чтобы к концу года все было выполнено на 100%.
Потому что, если деньги не освоены, результат не получен, объект не построен — это отставание и нерешенная проблема. Особенно это касается социально значимых объектов: детских садов, школ, водопроводов, газовых сетей. Люди же ждут это все.
Кроме плановых расходов, в течение года появляются и новые обращения от граждан. На их реализацию идут средства из резервного фонда губернатора и дополнительные доходы.
Треть бюджета у нас идет на социальные нужды: помощь многодетным семьям, участникам СВО, инвалидам, нуждающимся. Благодаря дополнительным 45 миллиардам регион решит еще больше социальных вопросов.
К примеру, недавно расширили льготу на транспортный налог для многодетных за счет увеличения допустимого объема двигателя автомобилей и продолжаем развивать программу строительства газовых сетей для личных подсобных хозяйств.
— А какие цифры уже известны по областному бюджету на 2025 год? На какие статьи расходов пойдут основные средства?
— Основные статьи расходов практически не меняются. Добавляются новые направления, требующие финансирования. Например, поддержка участников СВО: размер единовременной выплаты для военнослужащих с 400 тысяч дошел до 1,1 миллиона рублей. И плюс все, что связано с помощью бойцам и защитой нашего региона.
На 2025 год бюджет сформирован с плюсом. Это результат работы экономики. Основные направления остаются прежними: образование, здравоохранение, социальная сфера, дорожное строительство и программы по возведению объектов.
Особое внимание будет уделено здравоохранению. Мы провели большую работу: создали рабочую группу, объездили медучреждения. Я съездил с ними тоже несколько раз. И мы уже по результатам этой работы внесли предложения федералам в Госдуму, правительству и губернатору. Они включают возвращение распределения молодых специалистов, решение проблем скорой помощи. Мы учли все актуальные проблемы, и я уверен, что следующий год отработаем успешно.
— Хотелось бы подробнее поговорить о здравоохранении. Есть ли в планах у Заксобрания новые меры социальной поддержки для медицинских работников? И что, по вашему мнению, могло бы эффективно помочь привлекать и удерживать специалистов в Ленобласти?
— На мой взгляд, чтобы выпускник института приехал не только в крупные и близкие к Северной столице города, такие как Всеволожск или Тосно, но и в отдаленные места — Сланцы, Волосово, Подпорожье, Бокситогорск, Лодейное Поле — работа должна быть привлекательной. Причем не только зарплатой, потому что даже это вместе с предоставлением квартиры сегодня не всегда помогает закрепить выпускников на местах.
Могу привести пример: в начале года у нас зарплаты врачей были около 70-80 тысяч рублей. В Подпорожье не хватало акушера-гинеколога, и полгода не могли найти специалиста. Предлагали 100 тысяч рублей «чистой» зарплаты и жилье, но желающих не было, пока семья из Карелии не переехала. Выпускники к нам не идут.
Почему? Возможно, крупные центры кажутся более привлекательными.
Здесь два пути. Первое — государственное закрепление, как делали раньше. Если человек бесплатно получает образование за счет государства или организации, которая его потом трудоустроит, то он должен отработать в госучреждении или в этом месте. Ему заранее гарантируются работа, зарплата и жилье. Если не хочешь — учись за свой счет.
Второе — это создание условий для комфортной жизни. Трудно сравнить Невский проспект в Петербурге и поселок Вознесенье в Ленобласти. Вряд ли мы когда-то достигнем такого уровня, чтобы, как вот сейчас пальцы загибают, были театры, магазины, развлечения и прочее. Но сегодня уже создаются хорошие школы, садики, дороги, инфраструктура, приезжают театры с гастролями, выставки.
Для нас сложность — это большие расстояния. Наша логистика не сравнится ни с какой европейской страной.
— Как вы уже упоминали, сейчас одним из главных приоритетов для всей страны, несомненно, является специальная военная операция. Депутаты Заксобрания Ленобласти проделали немалую работу для поддержки наших военнослужащих. Есть ли сейчас в разработке новые меры поддержки бойцов и их семей?
— Меры поддержки появляются по мере необходимости. Проблема появляется — мы ее рассматриваем. Если можем решить за счет своих средств, принимаем решения, чтобы они были максимально эффективными. Если нет, обращаемся к федералам через Совет законодателей, Госдуму, Совет Федерации. Если проблема системная, мы решаем ее на региональном уровне. Когда она касается людей, проживающих не только в области, используем инструменты федерального взаимодействия. Президент нас часто поддерживает, поэтому многие инициативы проходят быстро.
— Насколько выстроена коммуникация между законодательной властью и жителями области? Вы получаете запросы — насколько оперативно удается их отработать?
— Во-первых, есть закон, который регулирует все обращения жителей и граждан: определены сроки, ответственность и другие моменты. Жалоб на нарушение сроков в последние годы не было.
Работа с обращениями идет. Все поступающие запросы обрабатываются, где необходим ответ — он дается. У нас в Законодательном собрании все прозрачно: заседания транслируются, информация доступна. У меня тоже телефон известен, и ко мне поступает много обращений. По своему округу я знаю болевые точки и вижу, что движение по ним есть.
Встречаются иногда системные жалобы — они связаны не с недопониманием, а с тем, что просьбы заявителей не выполняются. Мы же не Хоттабычи. Если выполнение невозможно, мы объясняем причины. Люди часто требуют, чтобы их проблема была решена здесь и сейчас. Конечно, не всех устраивает скорость, но проблемы решаются.
— А с исполнительной властью конструктивно взаимодействуете?
— Мы понимаем, что цели у нас единые, а пути их достижения могут отличаться. Конфликтов нет, потому что руководство настроено на сотрудничество. Дискуссии, конечно, бывают — особенно по вопросам малого и среднего бизнеса, муниципального устройства или полномочий. Но это не конфликты, а поиск оптимального решения.
С губернатором мы также работаем в тесной связке. Например, когда Александр Дрозденко только пришел к руководству, мы договорились, что в любой точке Ленобласти должен быть одинаковый набор условий для комфортного проживания: образование, здравоохранение, социальная поддержка, дороги, инфраструктура.
Конечно, приходится учитывать особенности районов: близость к Санкт-Петербургу, площадь, плотность населения. Поэтому приходится лавировать. Но принцип соблюдения равенства выдерживается.
Многое делается. Работа идет, и я оцениваю взаимодействие в целом положительно.
— Какие главные задачи стоят перед Законодательным собранием Ленинградской области?
— Задачи у нас не меняются. Вот взять бюджеты каждого года. Только вот был COVID, пришлось срочно добавлять расходы на медицину, на врачей, на обслуживание, на создание условий для размещения и лечения ковидных больных. Большие деньги на это потратили, несколько миллиардов. Справились, экономика выдержала. Теперь это уже история.
Несмотря на то, что значительные средства уходят из бюджета, те, которые мы могли бы использовать иначе, в военное время нужно решать главную задачу защиты и сохранения государства. Мы не сократили расходы ни по одному направлению. Финансирование каждый год идет стабильно, просто дополнительные средства, которые мы зарабатываем, могли бы пустить туда. Но приходится решать общегосударственные задачи, а не только региональные. Новых принципиальных тем или задач сейчас не планируется. Экология, образование, здравоохранение, инфраструктура, проекты по комфортным территориям, благоустройству — все движется своим путем.
Приоритеты остаются неизменными: помощь всем, кто в ней нуждается. Это инвалиды, дети, многодетные семьи. Расходы на здравоохранение тоже растут. Главное — чтобы система здравоохранения могла помочь быстро, качественно и эффективно.
Образование — еще один важный аспект. Никогда столько школ и детских садов не строилось, как сейчас.
Задачи государства и органов власти остаются одинаковыми: обеспечивать качество жизни. Мы стараемся это делать.
Беседу провела Елизавета Нуждина
Фото: Валентин Илюшин/Online47