Школьные чаты на новый лад: почему «Сферум» вызывает споры среди педагогов и родителей

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Online47 попробовал разобраться, насколько удобна платформа и что не нравится пользователям

Современное российское образование активно внедряет цифровые технологии — одним из главных новшеств последних лет стала платформа «Сферум». Она задумывалась как универсальное решение для коммуникации между учениками, педагогами и родителями. Однако не все так однозначно: пока одни хвалят сервис и находят плюсы, другие активно его критикуют. Подробнее об этом — в материале Online47.

Удобство, безопасность, интеграция

Одним из главных аргументов в пользу «Сферума» является его интеграция с уже существующими образовательными сервисами, такими как электронный дневник и журнал. Такой функционал упрощает доступ к информации: пользователи могут перейти от оценки в журнале к обсуждению в чате в один клик.

По данным Минпросвещения, «Сферум» уже охватил почти 100% российских школ. Онлайн-звонки для уроков и собраний — один из самых востребованных инструментов. Средняя продолжительность звонков увеличилась, что говорит о растущей популярности платформы.

«Важно, что «Сферум» не вытесняет традиционный формат обучения, а служит его дополнением, помогает учителям наладить школьную коммуникацию в любых условиях, решить насущные вопросы максимально быстро и эффективно. Российские разработчики постоянно совершенствуют функционал «Сферума», опираясь на запросы и предложения пользователей и учительского сообщества», — заявил министр просвещения России Сергей Кравцов.

sferum.ru

В свою очередь, родители отмечают, что общение через «Сферум» минимизирует риск мошенничества, как это бывает в популярных мессенджерах.

«И в WhatsApp, и в Telegram постоянно приходят сообщения от мошенников. До «Сферума» никто из них не добрался, надеюсь, что так и будет», — делится жительница Великого Новгорода Марина.

Платформа активно развивается: образовательные проекты, такие как «Дружба классами» и онлайн-курсы для педагогов, помогают совершенствовать навыки учителей и способствуют развитию межрегиональных связей. Многие родители также высоко оценили возможность быстро включать детей в уроки онлайн.

«Один клик мышкой — и ребенок, который по каким-то причинам остался дома, на онлайн-уроке с классом», — рассказала Марина.
Не пропустите

Перегрузка и технические проблемы

Несмотря на положительные стороны сервиса, многие пользователи сталкиваются с существенными проблемами. Одной из ключевых жалоб стала перегруженность чатов. Родители и педагоги вынуждены тратить значительное время на мониторинг сообщений.

«Вы только задумайтесь — у моего внука шестиклассника 15 чатов в «Сферуме»! По каждому предмету, общешкольный, для родителей и так далее. Это просто невыносимо», — возмущается жительница Железногорска Марина.

Педагоги жалуются на сложный интерфейс и многочисленные технические сбои. Например, уроки иногда дублируются или остаются «открытыми», из-за чего создается путаница.

«Мы сейчас вынуждены учиться на удаленке и работаем со «Сферумом». И скажу честно, что весьма неудобная программа, по крайней мере, для учителя. Во-первых, там очень кривой интерфейс, неудобно что-то прикреплять и пересылать. Во-вторых, очень часто бывает, что учителя в классе проводят уроки, но не завершают их, а просто закрывают, тогда идет накладка одного учителя на другого. Бывает, что дети открывают уроки и статистика показывает, что ученик вел уроки, а учителя как будто нет. До этого работали через Zoom, было намного удобнее», — отмечает учитель из Курской области.

Некоторые пользователи высказывают сомнения в реальной безопасности данных. Педагог из Республики Алтай сообщила о странной ситуации, когда на компьютере появился аккаунт завуча, который на этом устройстве никогда не работал. Такие ситуации вызывают вопросы о защите персональной информации.

«Приложение «Сферум» очень часто лагает, уведомления приходят через раз. Плюс не совсем удобно тем, у кого, например, нет профиля «ВКонтакте». Так как для того, чтобы зарегистрироваться в «Сферуме» обязательно нужно иметь аккаунт ВК, — поделилась мнением детский воспитатель из Петербурга Татьяна. — Может приложение, а может сверху кто-то указывает, что нужно обязательно писать 10 сообщений в день или в неделю, что раздражает. Да и в общем-то, никаких плюсов у «Сферума» по сравнению с другими мессенджерами нет».

При этом для многих родителей сервис, несмотря на регистрацию, сейчас выступает лишь неким придатком. Далеко не все пользуются платформой для общения между собой по вопросам образовательного характера.

«О «Сферуме» узнала только в начале осени, когда мой ребенок пошел в детский сад. По мне, создать ту же группу в ВК или Telegram было бы удобнее. Родители все равно создали себе отдельный чат в удобном для всех мессенджере. В этой программе мы только сообщаем, придут ли наши дети в сад, и читаем воспитателя. Не нравится, что если мне кто-то пишет сообщения в ВК, то оно дублируется и в «Сферум». Плюс это отдельное приложение. Не могу сказать что-то негативного, но и хорошего тоже», — рассказала читательница Online47 Алина.

А что в перспективе?

Платформа «Сферум» безусловно стала значительным шагом в цифровизации образования. Ее плюсы, такие как безопасность, интеграция с образовательными сервисами и поддержка дополнительных проектов, заслуживают внимания. Однако пока остаются нерешенными вопросы, связанные с техническими проблемами, перегрузкой пользователей и навязыванием платформы.

Для улучшения ситуации «Сферуму» стоит больше ориентироваться на обратную связь от педагогов и родителей, а также предлагать более удобный интерфейс. Только в таком случае он сможет стать не просто обязательной частью системы, а по-настоящему удобным инструментом для всех участников образовательного процесса.

Фото: Валентин Илюшин/Online47