В России предложили брать дополнительный налог на поездки в такси, а также на курьерскую доставку. Такое предложение на днях озвучил профессор кафедры общественных финансов Финансового университета Сергей Ануреев. По его словам, в стране растет число самозанятых, которые уходят работать таксистами и доставщиками, из-за чего возникает дефицит кадров в других сферах: промышленности, ЖКХ, строительстве. Экономист предположил, что налог мог составлять минимум 100 рублей с каждой услуги, а средства направлены на зарплаты бюджетникам и пенсии пожилым россиянам.
Цены до небес
Однако, за последний год цены на такси в России выросли в разы. Ужесточение миграционной политики и новые правила регулирования деятельности такси, введенные в 2024 году, вызвали дефицит кадров в отрасли. В результате, цены в среднем выросли на 30%, а нехватка водителей составила 130 тысяч человек по всей стране.
При такой ситуации увеличивать стоимость такси еще сильнее – сумасшествие, уверен вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:
«Пользы от такой инициативы никакой не будет. Ситуация в такси сегодня и без того сложная. Людей не хватает, из-за чего растут тарифы и возникает ряд других проблем. От того, что услуги станут дороже, отрасль не выиграет, поскольку люди будут еще реже обращаться за услугами. И в результате положительного исхода не получится: нет клиентов – нет выручки. Соответственно, и на помощь пенсионерам или бюджетникам направлять будет попросту нечего. Такие инициативы лишь будут еще сильнее давить на сферу такси и доставки».
Вклад в человеческий капитал
С этим согласен и ведущий эксперт Центра политических технологий, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. Он подчеркнул, что подобное предложение не более чем популизм:
«Налоговое бремя уже повышать некуда. Надо думать о каких-то других регулятивных мерах поддержки отрасли. Сфера такси сегодня и так имеет усиленный контроль за состоянием машин, соблюдение правил дорожного движения и теми, кто работает водителями. так что подобные предложения – это скорее дань моде. Легкое и быстрое решение, которое можно озвучить. Но к реальности оно имеет мало отношения».
Не будет работать подобная инициатива и в курьерской доставке, предупреждает экономист:
«Сегодня много разговоров о том, что в стране большое число курьеров и люди массово уходят туда работать. Но 38% доставщиков, на сегодняшний день, – это студенты, которые подрабатывают. Еще 16-17% – те, кто совмещают курьерскую деятельность с основным местом работы. В результате тех, кто зарабатывает исключительно доставкой, в половину меньше, чем мы привыкли думать. Поэтому давлением на службы доставки мы дефицит кадров в других отраслях не закроем. Этого можно достигнуть только за счет роста производительности труда. А это, прежде всего, инвестиции. И важен не только производственный капитал, но и человеческий. Профессиональные навыки сегодня устаревают очень быстро и людям нужно регулярное повышение квалификации. Чтобы получить кадры, сперва нужно вложиться. Из ниоткуда они не появятся».
Фото: pxhere.com