С 1 сентября 2026 года все российские вузы полностью перейдут на обновленную систему высшего образования, заменив болонскую модель. Как заявляет Минобрнауки РФ, к этому времени будут утверждены все необходимые нормативные акты. Такая инициатива внушает надежду, но одновременно с этим вызывает и множество вопросов. Online47 попробовал разобраться, что предлагает новая образовательная модель и какие перспективы открываются перед страной.
Почему необходима реформа
Болонская система, введенная в России около двух десятилетий назад, обещала интеграцию в мировое образовательное сообщество. Однако, как рассказала в беседе с Online47 ректор Ленинградского областного института развития образования Ольга Ковальчук, предусматривалось внедрение определенных навязанных ценностей.
«На мой взгляд, болонская система была для нас чужой, — отметила она. — Предполагалось, что наши дипломы будут признаны в западной системе, но этого не произошло. Крах целей говорит о том, что сама цель была поставлена неправильно».
Это лишь подчеркивает ключевую проблему — неспособность болонской системы удовлетворить запросы ни российской экономики, ни международного рынка труда.
«Мы видим, что сегодняшняя система не отвечает тем потребностям, которые испытывает Россия в высококвалифицированных специалистах», — сообщила Online47 депутат Госдумы Светлана Бессараб, заявив, что качество подготовки выпускников зачастую не соответствует запросам рынка труда, особенно в стратегически важных отраслях.
Другая проблема — путаница, связанная с восприятием уровней образования. Выпускники бакалавриата часто чувствовали себя недостаточно подготовленными, а магистратура воспринималась как способ «докупить» знания.
«В итоге человек часто не понимал, есть у него высшее образование или нет», — поделилась мнением Ольга Ковальчук.
Как отмечают коллеги в Telegram-канале «Тайны Ленинградского двора», попытки реформировать высшее образование в России продолжаются уже несколько десятилетий. С середины 1990-х была демонтирована советская система, включавшая распределение выпускников и обязательные производственные практики. А теперь на смену болонской модели реализуется новая реформа:
«В общем, как Моисей евреев по пустыне водил 40 лет в поисках земли обетованной, так и мы уже лет 30 бродим в поисках качественного высшего образования».
Что принесет новая система
Новая российская образовательная модель предлагает трехступенчатую структуру: базовое высшее, специализированное высшее и аспирантура. Глава Минобрнауки Валерий Фальков и спикер Госдумы Вячеслав Володин убеждены, что реформа повысит качество подготовки специалистов.
Один из ключевых аспектов изменений — вовлечение работодателей в процесс подготовки специалистов.
«Работодатель участвует как в подготовке непосредственно по тем квалификациям, которые он ищет, так и в содержании студента, — пояснила Светлана Бессараб. — Конечный результат задает сам работодатель, при этом вкладывая в специалиста и понимая, что на выходе получит именно того, кто ему нужен».
Помимо этого, новая система предполагает дополнительные бонусы для студентов, включая повышенные стипендии, возможность прохождения практики, оплату аренды жилья и другие гарантии. Как показывает практика, такие меры выгодны всем сторонам: образовательным организациям, работодателям и студентам.
Как считает Ольга Ковальчук, главное для образовательной системы — содержание, то есть чему студента научат за время обучения. Это значит, что акцент смещается с формальных ступеней на качество образования и соответствие современным вызовам.
По сути, реформа — это не просто переименование ступеней образования. Базовое высшее (аналог бакалавриата) будет длиться от 4 до 6 лет, а специализированное (магистратура) — от 1 до 3 лет. Этот шаг направлен на устранение проблем, связанных с поверхностной подготовкой бакалавров.
«Работодателю, в конечном итоге, важно, что написано в дипломе: бакалавр или магистр. Но возникает вопрос: что стоит за этим? Какие знания получил человек? Должна быть единая система оценки качества высшего образования, — заявила ректор Ленинградского областного института развития образования. — Увеличивать срок обучения нецелесообразно, так как стране нужны специалисты, причем в большом количестве. Чем быстрее они будут подготовлены, тем лучше. Главное — качество образования».
Также в рамках реформы ожидается увеличение количества бюджетных мест в приоритетных направлениях: инженерия, медицина, педагогика. Это позволит подготовить больше специалистов для ключевых отраслей экономики.
«Сегодня тенденция такова, что количество бюджетных мест в системе высшего образования растет год от года. Вместе с тем, если специалист, обучившийся на коммерческой основе, не отвечает требованиям рынка труда, то, возможно, ему не стоит вкладывать средства в высшее образование. Если по баллам студент не проходит, стоит задуматься о самореализации через систему СПО. Хороший, высококвалифицированный рабочий на рынке труда сегодня стоит больше, чем плохо подготовленный выпускник вуза», — рассказала Светлана Бессараб.
Однако остаются опасения, что изменения могут привести к определенной неразберихе, запутав студентов и родителей. Многие озабочены тем, будет ли новое образование котироваться на международной арене и как воспринимать дипломы, полученные при старой системе, в то время как выпускники задумываются, кем они окажутся в профессиональном плане.
Кроме того, в обществе все чаще предметом обсуждения становится целесообразность получения высшего образования. На фоне популярности блогеров и тех, кто стремится к легкому заработку без особых усилий, актуализируется вопрос о важности среднего профессионального образования. Возможно, стоит перенаправить ресурсы на подготовку квалифицированных специалистов в этой сфере, что поможет справиться с дефицитом рабочих кадров и даст молодежи реальную возможность найти свое место на рынке труда.
Елизавета Нуждина
Фото: Валентин Илюшин/Online47