Требования – жестче, зарплаты – выше: в России предложили создать единые стандарты для школьных врачей

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Online47 узнал, каких изменений ждать, и почему потребность в медиках у образовательных учреждений все острее

Требования к школьным врачам в России могут измениться. В Госдуме предложили разработать единые стандарты для этой категории медиков. Инициативу выдвинула вице-спикер Госдумы Ирина Яровая. По ее словам, компетенции таких специалистов сегодня Минздравом не определены. Соответственно, в школу может прийти как педиатр, так и медсестра. Это создает неравные условия оказания медпомощи в учреждениях. Более того, школьный персонал, который не работает в штате медорганизации, лишен надбавок, льгот и даже медицинского стажа. Это становится причиной дефицита врачей в учебных учреждениях. Эксперты отмечают, что и нагрузки на школьных медиков становится больше, поэтому необходимы стимулы по удержанию таких кадров. Online47 узнал, какие изменения могут ждать школьных медиков и почему потребность в них с каждым годом становится все острее.

Врачам нужен стимул

О необходимости перевести школьных врачей на более высокие ставки Ирина Яровая заявляла еще в 2023 году. Уже тогда низкие заработные платы вели к дефициту квалифицированных школьных врачей. Более того, в 2018 году в 43% российских школ даже не было собственных медицинских кабинетов. На это влиял, в том числе, общий дефицит кадров по стране. В 2024 году Минздрав оценил нехватку врачей и медперсонала почти в 100 тысяч человек.

На сегодняшний день все российские школы ориентируется на приказ Минздрава от 2013 года. Согласно ему, в учебном заведении должен быть обустроен медицинский блок, состоящий из кабинета врача-педиатра и процедурного кабинета. В документе также указаны требования к оснащению медицинских блоков и виду медицинской помощи, которая должны оказываться врачами в школах. Однако, обязательное наличие льгот и надбавок документ не предполагает.

В случае, если будут приняты новые нормы, школьные медицинские работники смогут рассчитывать на следующие федеральные льготы:

— стимулирующие выплаты за стаж непрерывной работы, высокие результаты работы;
— доплаты за сверхурочную работу и работу в праздники;
— компенсацию части расходов по ипотеке;
— служебное жилье на период до получения квартиры по социальному найму или покупки собственной недвижимости.

Получать дополнительные выплаты смогут и специалисты, которые работают в сельской местности. По программе «Земский доктор» врачам положено:

— 1 млн рублей — для врачей, 500 тысяч — для фельдшеров, акушерок и медицинских сестер;
— на труднодоступных и удаленных территориях размер компенсации увеличен: для врачей — до 1,5 миллионов рублей, для фельдшеров, акушерок и медицинских сестер — до 750 тысяч рублей.
— максимальный размер компенсации предусмотрен для медицинских работников, трудоустраивающихся в населенные пункты Дальнего Востока, Крайнего Севера и Арктической зоны: для врачей — 2 миллиона рублей, для фельдшеров, акушерок и медицинских сестер — 1 миллион рублей.

Работа в школе – не шутки

Как объяснила уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец, в российском обществе долгое время считалось, что школьный врач работает на профилактику. Однако на сегодняшний день Россия находится в тройке стран по уровню близорукости среди детей и молодежи – 46%. Более того, у детей все чаще диагностируют психоневрологические патологии и заболевания сердечно-сосудистой системы. Все это заставляет выдвигать более высокие требования к компетенции школьных врачей:

«У нас все больше рождается детей со 2 и 3 группой здоровья, — отмечает Ирина Волынец. — Только 12% новорожденных являются полностью здоровыми и их можно отнести к 1-ой группе. Дети болеют чаще и разнообразие этих заболеваний становится шире. Это требует более высоких компетенций от школьных медиков. Кроме того, мы наблюдаем дефицит таких кадров в школьных учреждениях. На это влияют, прежде всего, условия оплаты. У врачей, которые работают в больницах, выше оклады, есть надбавки и льготы. В школах этого нет. Соответственно, возникает дисбаланс, и специалисты предпочитают уходить в государственные или частные больницы, чем оставаться в школах. На школьных медицинских сотрудниках лежит сегодня небывалая ответственность. Так почему у них условия труда должны быть хуже?».

Эксперт подчеркнула, что во многом такое отношение к школьным врачам сложилось из-за стереотипов:

«Многие уверены, что у школьных медиков меньше интенсивность работы: они не принимают нового пациента каждые 20 минут, как врачи на участках в больницах. Соответственно, и документов им приходится заполнять меньше. Кроме того, врач может работать неполный день. Но это не так. На медиках большая, системная нагрузка. Она может включать подготовку детей к медицинским процедурам, лекционную работу с подростками и детьми. Кроме того, специалист может совмещать работу сразу в нескольких школах. У него также есть расписанный регламент. Никто не сидит сложа руки. Полагать сегодня, что работа в школе проще, — ошибка. Наоборот, это большая ответственность. Врач работает со сложной категорией пациентов — с детьми».

Вопрос пересмотра прав и обязанностей школьных врачей назрел в России уже давно. Это подтвердила и депутат Законодательного собрания Ленинградской области Марина Левченко. По ее словам, для многих школ наличие медработника, к сожалению, становится сегодня роскошью:

«К тому, что в школе обязательно должен быть врач многие родители сегодня относятся с усмешкой. В условиях дефицита кадров найти специалиста школам бывает крайне сложно. К сожалению, для многих это становится привилегией, а не обязанностью. Так что мы должны использовать сегодня все инструменты стимуляции и поощрения врачей, какие только можем себе законодательно позволить. Если в государственных больницах врачи имеют доплаты, льготы, это должно распространиться и на медиков в школах. Никаких ограничений для этого нет».

Вместе с тем, от врачей в школах нужна сегодня более высокая квалификация, Считает Марина Левченко:

«Многие болезни молодеют и необходимо проводить профилактику в более раннем возрасте. Одной медсестры, которая ставит прививку или выдает таблетку от головной боли уже недостаточно. Нужен опытный врач, который сможет на ранних этапах заметить формирование той или иной болезни у ребенка. Для педиатров это осложняется еще и тем, что ребенок не всегда может внятно объяснить свое состояние, в отличие от взрослого. И задача – найти истину и предпринять необходимые действия. Поэтому хотя бы минимальный опыт работы в государственных больницах у таких врачей должен быть. Требования должны стать более жесткими, но и поощрения должны быть соответствующими».

Дарья Нестерова

Фото: Валентин Илюшин/Online47