Опасность в сети: юрист рассказал, чем россиянам грозят виртуальные банки и как себя обезопасить

Фото: Валентин Илюшин/Online47

О том, можно ли добиться правды в суде, и почему бумажные договоры надежнее, – в материале Online47

Цифровизация – один из главных маркеров современного мира. Постепенно в виртуальное пространство перемещается не только наше общение с родственниками и друзьями, но и взаимодействие с государственными органами и учреждениями. В онлайн уходят даже банки. Все это, как нам кажется, делает жизнь комфортнее и удобнее. Однако, у такой жизни в виртуальном пространстве есть свои нюансы. Online47 пообщался с юристом Янисом Юкшей о том, почему виртуальные банки, которые сейчас появляются в России, могут нести опасность. А также выяснил, какие правила работы с банками стоит соблюдать, чтобы не стать жертвой мошенников.

Когда физическое надежнее виртуального

В эру цифровых технологий и развитого интернета банки все активнее ищут конкурентные преимущества. Как объяснил Янис Юкша, на этом фоне некоторые готовы даже полностью уходить в онлайн, чтобы минимизировать затраты на содержание офисов и найм сотрудников:

«Сегодня мы в России можем наблюдать такое явление как виртуальные банки. Они не имеют физических офисов, связаться с сотрудниками можно только в чатах – в приложении или на сайте. Действительно, закон сегодня не обязывает банки в обязательном порядке иметь офис. И некоторые стали этим пользоваться. Они преподносят это как преимущество, убеждая людей, что так удобнее: все операции можно провести онлайн, банковскую карту Вам привезут на дом, а сотрудники банка всегда под рукой – в Вашем смартфоне. Но на практике это становится настоящей проблемой. Когда у человека случаются сложности, он не всегда может решить их в сети. Клиент пишет в чат, но там ему отвечают боты. Он пытается дозвониться, но там его консультирует либо электронный помощник, либо некомпетентные сотрудники колл-центра. Если человек не может решить проблему, то ему элементарно некуда обратиться: офиса нет. Кому высказывать претензий – непонятно».

Главная опасность кроется в моменте, когда недовольный клиент решает обратиться в суд, предупреждает юрист. Когда у Вас нет бумажных договоров, а все сделки проходили онлайн, отстоять свои права может быть очень сложно:

«Будет даже трудно доказать сам факт того, что Вы обращались в банк, - отмечает Янис Юкша. – Мы имеем гражданско-процессуальный кодекс, где написано, как ведется судопроизводство и с какими доказательствами оно работает. Но какие можно предоставить доказательства, если все проходит в онлайн-чате? На сегодняшний день никакие варианты и ухищрения неспособны заменить старый добрый поход в офис банка и бумажный договор. Это дает вам стопроцентные гарантии, что суд всегда примет Вашу жалобу и будет знать с кого спрашивать».

Кроме того, пользование виртуальным банком оказывается доступно не всем. Если у человека нет смартфона с камерой, стать клиентом он не сможет. Это, по словам юриста, не просто отсекает определенный пласт людей от пользования услугами, а нарушает закон о защите прав потребителя, когда воспользоваться сервисом может далеко не каждый житель страны.

Не облегчайте мошенникам жизнь

Еще один минус виртуальных банков – утечка данных. Кроме того, виртуальные банки охотно передают должников в руки коллекторам.

«В результате работы с подобными организациями, у людей появляются неликвидные долги, – отмечает юрист. – Данные передаются полубандитским структурам, которые пытаются эти средства с людей «стрясти». Более того, в законе указано, что установить личность гражданина Российской Федерации возможно с помощью нескольких документов: паспорта, загранпаспорта, военного билета. Но виртуальным банкам этого оказывается недостаточно! Они в дополнение требуют видео, фото с Вашим лицом. Где это изображение может потом использоваться – большой вопрос».

Урегулировать деятельность таких организаций может законодательство, говорит Янис Юкша. Обезопасить людей могло бы введение жестких правил о том, что банки должны иметь реальные офисы в городах. Но пока таких норм не введено, о своей безопасности гражданам придется позаботиться самостоятельно:

«Конечно, развитие цифровых технологий создает определенную динамику для общества. Но обратная сторона – это рост мошенничества. Людей стало проще обмануть по телефону или в интернете, поскольку все знают: проводить операции с деньгами в онлайн-режиме можно, такие услуги банки предоставляют. Когда звонят злоумышленники, не все способны отличить их от настоящих сотрудников банка или полиции. Поэтому первое, что можно сделать – стараться проводить все денежные операции в банке и желательно консультироваться с сотрудниками. Также все договоры на оказание услуг стоит заключать лишь с теми, кто может предоставить вам бумажный вариант этого договора со всеми печатями и подписями – в офисе организации. Другого, более надежного способа, к сожалению, пока нет».

Важно понимать: чем сложнее процесс создания карты, договора об услугах, тем меньше шансов, что заполучить их смогут мошенники. Так что юрист советует не лениться и всегда обращаться в офисы банков. Это убережет от обмана в сети, потери денежных средств и персональных данных.

Дарья Нестерова

Фото: Валентин Илюшин/Online47