Решение коммунальных вопросов — в одном сервисе: зачем Ленобласти единая диспетчерская служба

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Как это изменит работу коммунальных служб и Госжилнадзора, а также какие возможности откроет для ленинградцев – в материале Online47

В Ленобласти появится единая диспетчерская служба для оперативного информирования о коммунальных авариях. Об этом на днях заявил губернатор Александр Дрозденко. Теперь ленинградцы смогут получать информацию о любых коммунальных авариях и сроках их устранения, позвонив по единому номеру. Это, как отмечают в правительстве, поможет быстрее реагировать на запросы жителей и оперативнее устранять аварии. О том, как изменится работа ЖКХ в Ленобласти и как зарекомендовали себя аналогичные единые службы в других субъектах, расскажет Online47.

Идея «одного окна»

Главная задача единой диспетчерской службы – создать «единое окно», куда жители могут обращаться с любым запросом относительно коммунальных служб. Предполагается, что решать будут любые задачи: от замены лампочек в подъездах до аварий на городских теплосетях.

Подключены к этой системе будут все ресурсоснабжающие организации и управляющие компании региона. Ответственность по созданию службы лежит на комитетах по ТЭК, ЖКХ и Госжилнадзоре. Свою работу новая служба планирует вести на базе регионального Центра энергосбережения и повышения энергоэффективности. Для этого действующее диспетчерское подразделение, как отмечают в правительстве региона, будет подвергнуто серьезным изменениям.

Ленинградская область станет далеко не первой, кто использует такой подход для решения задач в сфере ЖКХ. Аналогичную Единую диспетчерскую службу в 2018 году запустили в Московской области. Там интернет-сервис интегрировали с порталом «Добродел». В результате, система позволила жителям Подмосковья решать проблемы в многоквартирных домах без похода в управляющую компанию и лишних формальностей. Например, заявки на замену лампочек в подъездах в большинстве случаев исполняются в течение суток со дня поступления.

Появилась ЕДС в 2023 году и в соседствующем с Ленобластью Петербурге. По телефону или через электронную почту петербуржцам предлагалось сообщать о проблемах, связанных с жилищным фондом, коммунальной инфраструктурой и придомовыми территориями. Диспетчеры заносили обращения в базу и передавали исполнителям. А в конце отсчитывались перед жителями о результате проделанной работы.

По задумке, единая служба должна упрощать работу с обращениями горожан и позволять диспетчерам быстро и вовремя реагировать на заявки. Но как рассказывают на форумах сами жители, успевшие воспользоваться услугами такой службы, эффективность работы зависит от целого ряда факторов. Не последнюю роль в этом играют подрядчики:

«В диспетчерской все прекрасно, особенно, вежливые операторы, но подрядчики, которые не перезванивают и не приезжают, или делают работу на «отвали» – расстраивают, – делится опытом Сергей. – Вызвали электрика, приехал, починил, а на утро снова не работает, электричества нет».
«Идея «одного окна» – хорошая, – говорит Ирина. – Но следует внимательно отбирать своих поставщиков услуг. Возможно, собирать обратные отзывы с заявок и делать по таким отзывам внутренние рейтинги, которые видят потребители».

Нужны реальные действия

Одной из причин создания единой службы в Ленобласти стала ориентация региона на оптимизацию систем управления. В том числе, как утверждает депутат Заксобрания Ленобласти Станислав Еремеев, соединения разрозненных ресурсов воедино:

«На самом деле, когда случаются аварии, не всегда бывает понятно, кто ответственный и какая управляющая компания отвечает за ту или иную территорию. Нередко административные границы муниципальных образований мешают решать ту или иную задачу. При этом, рассуждать о том, кто ответственный некогда – нужно действовать. Как при пожаре: сперва ликвидировать, а потом уже устраивать «разбор полетов». Для это и создается ЕДС. Чтобы не уходило время на выяснение отношений с компаниями, а диспетчерская служба могла быстро определить наличие ресурса, откуда его направить и какими средствами решить задачу. Главное, чтоб служба имела четкие и ясные алгоритмы».

Кроме того, как считает депутат, ЕДС даст возможность увидеть коммунальную ситуацию в 47 регионе шире, а не только локально – в рамках того или иного района:

«В дальнейшем это позволит нам точно определять, какая материальная база нужна, чтобы у жилищно-коммунальных компаний были все ресурсные возможности, обеспеченность кадрами. Во многом результат будет зависеть от профессионализма и ресурсного обеспечения тех сил, которые на эти задачи собраны и направлены. Важно, чтобы работа ЕДС не сводилось к простому принятию телефонного звонка, а создавала реальные действия».

Не пустить на самотек

При этом, опираться на опыт Петербурга Ленобласти будет сложно, говорит директор Института Современного государственного развития Дмитрий Солонников. Территориально субъекты сильно отличаются и опыт работы единой службы там может оказаться разным:

«Петербург – единый компактный мегаполис. Ленинградская область сильно различается от территории к территории. Ситуация в Выборгском районе может значительно отличаться от того, что происходит в Сланцевском. Регион большой и разнообразный, поэтому сложно сказать, как в нем будет работать единая диспетчерская служба. Если будет задействовано огромное количество операторов, до которых можно дозвониться легко, быстро и сразу, – это даст положительный эффект. Кроме того, облегчит жизнь самим ленинградцам, ведь у них будет единый номер, на который можно звонить из любого уголка региона. Но нужно серьезно подходить к организации процесса. Само по себе оно работать не будет: необходим тщательный контроль».

Дарья Нестерова

Фото: Валентин Илюшин/Online47