Уходили с гордостью — возвращаются с поклоном: примет ли Россия западный бизнес обратно

Фото: Associated Press Photo

Что ждет зарубежные компании — разбирались в материале Online47

2022-й стал годом больших решений и маленьких ошибок. Западные компании дружно объявили: «Мы уходим!», хлопнули дверью… а потом начали приоткрывать ее обратно. На фоне переговоров РФ и США, а также потенциального скорого завершения конфликта на Украине, многие зарубежные бренды готовятся пересмотреть свои скоропалительные решения. Online47 выяснил, каковы шансы на возвращение и готова ли Россия их принять.

Деньги не пахнут, а убытки — да

Бренды массово покидали российский рынок, размахивая флагами мнимой корпоративной добродетели. Многие заявляли о своем уходе, предвкушая аплодисменты Запада. Однако громкие обещания о «навсегда» оказались не такими уж железобетонными: кто-то ушел, но франшизы остались; кто-то передал бизнес «местным владельцам», а кто-то вообще ограничился только сменой логотипа.

В итоге появились двойники и аналоги: Sinsay стал «Сином», Reserved — просто «Re», Mohito — «M». McDonald's успешно импортозаместила сеть «Вкусно — и точка», а KFC переродился в «Ростикс». Российский рынок, как ни странно, вовсе не развалился, а наоборот, заиграл новыми красками.

Валентин Илюшин/Online47

Однако, когда эмоциональный накал спал, выяснилось, что российские покупатели — не такие уж и незаметные. Доля российского рынка во многих компаниях достигала 3-5%, а это, мягко говоря, не копейки. В результате уже в 2023 году начался тихий процесс возвращения.

Только в первом квартале 2022 года из страны ушли 560 компаний, а к концу 2024 года 235 из них уже нашли способ снова торговать на российском рынке. К примеру, корейский SsangYong заявил о возвращении, а 13 новых зарубежных брендов решили, что лучше поздно, чем никогда, — и подготовились к старту деятельности в РФ.

А после того, как Россия и США начали подготовку к переговорам и поискам решения украинского конфликта, стали появляться сообщения и о других компаниях. Например, аналитики прогнозируют, что в 2025 году в нашу страну постараются вернуться больше 300 представителей западного бизнеса.

Не пропустите

Кто куда, а мы в Россию

В беседе с Online47 экономист и политолог Александр Дудчак поделился мнением, что вопрос возвращения иностранных брендов требует осмысленного подхода:

«Шансы вернуться у них большие, вопрос в том, насколько они нам нужны. Все зависит от того, какие это компании и как именно они уходили. Говорят, речь идет о производителях неполезных напитков и еды. Ну, с одной стороны, это вроде как иностранные инвестиции, но я думаю, что к этому вопросу нужно подходить внимательно, исходя из интересов России, здоровья населения, детей и взрослых».

Действительно, большинство иностранных компаний просто сменили названия, но продолжали работать и не особо теряли прибыли. По сути, их возвращение не требует больших затрат. Однако, как подчеркивает эксперт, важно учитывать, какие именно компании хотят вернуться и на каких условиях:

«С другой стороны, это может быть жестом доброй воли со стороны России. Хотя таких жестов и так уже многовато. В нынешней ситуации важно четко отстаивать свои интересы и не всегда действовать симметрично — если они сняли какие-то санкции, это не значит, что мы должны делать то же самое».

Валентин Илюшин/Online47

А стоит ли всех пускать обратно?

Есть и другая сторона вопроса: смогут ли российские компании выдержать конкуренцию? Многие ниши, освободившиеся после ухода западных брендов, были заняты отечественными производителями. Теперь вероятное возвращение западных конкурентов может поставить их в сложное положение.

«Абсолютно правильный вопрос. Действительно, многие ниши уже заняты российскими компаниями. Теперь они столкнутся с конкуренцией со стороны западных компаний, которые хотят вернуться на этот прибыльный рынок, — отметил Александр Дудчак. — Но как российские компании смогут конкурировать, если в России ключевая ставка — 21%, а у западных компаний — 3,5-4,5%? Условия изначально неравные. Наши производители начнут терять позиции, которые они заняли за последние годы».

Западный капитал имеет доступ к более дешевым кредитам, поскольку кредитуется у себя, а не в РФ. Поэтому зарубежным брендам проще вытеснить российских производителей, что может поставить под угрозу дальнейшее развитие отечественного бизнеса.

По мнению экономиста, подход к возвращению иностранных компаний должен быть избирательным. Необходимо учитывать множество разных факторов.

«Конечно, к каждой компании нужно подходить отдельно: анализировать, чем она занималась, оказывала ли помощь ВСУ, как вела себя с начала СВО. Просто так пускать всех подряд только потому, что они вдруг захотели вернуться? Мы их так ждали? Если есть российские аналоги, если у нас появилось собственное производство, то раздавать места на рынке просто так не стоит», — сообщил он.

Александр Дудчак подчеркнул, что этот вопрос можно будет рассмотреть шире, когда Россия выйдет на нормальные условия денежно-кредитной политики. А если говорить о задачах импортозамещения, то вопрос риторический:

«С отсутствием многих иностранных производителей мы справились. Несмотря на ограничения на поставки большой номенклатуры товаров, в том числе жизненно важных, мы нашли новых партнеров, что-то стали делать сами, что-то замещается за счет других стран. Катастрофы не произошло, и процесс импортозамещения продолжается. Это не одномоментное событие, а именно процесс, требующий времени и благоприятных условий для развития собственного производства. В нынешних условиях он может растянуться на десятилетия».

Как бы там ни было, российские покупатели уже привыкли, что у каждой компании есть российский «близнец». А значит, даже если бренды вернутся, уже не факт, что их будут встречать с распростертыми объятиями. Ведь рынок, как оказалось, умеет жить без них.


Елизавета Нуждина

Фото: Associated Press Photo